Открытие нефтетерминала в Приморске - самый дорогой новогодний подарок для всех россиян. О том, как родился и стал явью этот уникальный проект, рассказывает один из главных его инициаторов, член Совета Федерации России Вадим Анатольевич ГУСТОВ.
- Вадим Анатольевич, когда в первый раз по-серьезному был поставлен вопрос о строительстве порта в Приморске?
- В 1992 году. Тогда мы вместе с командой А.А. Собчака подготовили концепцию развития портов Северо-Запада. Наши аналитики и экономисты (многие из них сейчас занимают высшие государственные посты) подсчитали, сколько зарабатывают на нашем транзите порты стран Балтии и Украины. Выяснилось: мы ежегодно теряем минимум 1,5 миллиарда долларов!
Учли, что к тому времени на рынке мировых грузоперевозчиков сложилась система так называемых интермодальных коридоров, по которым доставка грузов шла кратчайшим путем из любой точки планеты. Петербург и Ленобласть удачно вписывались в эту систему, конкретно - в 9-й Критский коридор. Не хватало лишь портовых мощностей. После проработок специалистов "ЛенморНИИпроекта" стало ясно: Санкт-Петербургский порт надо готовить к техническому перевооружению, а новые терминалы строить в глубоководных бухтах Ленинградской области. Тогда и зазвучал Приморск.
- А ваши специалисты случайно не показали заодно и тумбочку, откуда деньги на такие стройки взять?
- Это песня еще та. Инфляция, дефолт, смены правительств... При такой нестабильности десять лет понадобилось, чтобы из декларированных Минтрансом бумажных портов воплотить в жизнь пока лишь два - в Усть-Луге (сухогрузный) и в Приморске (нефтеналивной).
Для этого нам со своими бизнес-планами пришлось пропахать всю финансовую Европу и Америку. Только ударим по рукам, как у нас в Москве происходила очередная заваруха, - инвестор сразу в сторону...
- Ну а наши доморощенные олигархи разве не видели свою выгоду?
- Несколько лет понадобилось, чтобы "Роснефть", "Славнефть", "ЮКОС", "Лукойл", "Коми ТЭК" и другие под эгидой "Транснефти" договорились о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС). Логическим завершением БТС как раз и становился новый мощнейший терминал по перевалке нефти и нефтепродуктов на 29 миллионов тонн в год в Приморске.
- Насколько известно, вам дважды пришлось пробивать подписание правительственных решений о строительстве этого порта...
- Было это так. Первый раз, используя весь авторитет Собчака, мы зазвали Ельцина в Питер, показали те бухты, где хотели разместить новые глубоководные порты. Выложили цифры: БТС снизит затраты по транспортировке тонны нефти, скажем до Роттердама, на 2-4 доллара... В общем, Ельцин и Черномырдин подписали постановление о строительстве БТС и Приморского терминала. Эти объекты были включены в программы Минтопэнерго и "Возрождение Российского флота".
- ...И пошли круги согласований, совещаний, волокиты?
- Эх, сколько сил, нервов, времени затрачено на это! Да, видать, такая была моя губернаторская доля.
- А почему понадобилось второй раз пробивать решение по этим портам?
- Надо было ускорить строительство БТС. Приехал в Москву с чемоданом согласований и технической документации. Заранее подготовил проект указа. А Ельцин вдруг заявляет: не могу подписать, ручки специальной при себе нет! Однако я к тому времени бюрократическую кухню изучил неплохо - на случай со спецручкой предусмотрел ответный ход. Накануне уговорил одного сотрудника аппарата президента подежурить за дверью с этой авторучкой....
- И начался строительный бум?
- Шевеление началось. Самое главное - определились с финансированием. Подключились 6 зарубежных и 3 российские компании. Тем не менее хозяином и БТС, и порта в Приморске осталась Россия. А значит, многомиллиардные прибыли пойдут не в частные руки, а в государственный бюджет.
В 98-м, когда Примаков пригласил меня в правительство, я поставил условие - лично буду курировать БТС и Приморск. И пошло дело. Очень продуктивно работали с главой "Транснефти" Савельевым и его преемником Ванштоком, с подрядчиками... А затем мощный импульс дал стройкам В.В. Путин.
- А вы не отошли в сторону?
- Совсем недавно был в Приморске, разговаривал со строителями. Мужики довольны: не порт, а загляденье! Лучшего подарка к своему дню рождения (Вадиму Анатольевичу Густову 26 декабря исполняется 53 года. - Прим. ред.) мне и не надо. Большое спасибо всем, кто вместе со мной боролся за то, чтобы на Северо-Западе России появился этот уникальный терминал, конкретно - Ю.В. Соколову, главному нашему лоббисту, спасибо моему бывшему заму, а ныне - губернатору области В.П. Сердюкову, спасибо командам из "ЛенморНИИпроекта", "Транснефти", спасибо генподрядчику А. Г. Скворцову, спасибо строителям Е.В. Басину и В.А. Фуфаеву... Спасибо всем - "от рядовых до генералов". Это их большой новогодний подарок всей России.
Смотрите также:
- Украина не будет вступать в НАТО в ближайшее время →
- Новое судно для новых возможностей →
- Что скрывает морской фасад? →