Продолжая тему о небольших музеях нашего города, мы не могли обойти вниманием ту категорию музейных заведений, куда и раньше-то приходили в основном школьники - культпоход считался меньшим злом, чем урок, - а теперь и подавно приходят только те, кому ну очень надо. И хотя эти музеи по-человечески жаль, но у рядового петербуржца после посещения таких очагов культуры самочувствие самое тоскливое.
Скучно там смертельно. Конечно, героико-патриотическая тематика и поэзия трудовых будней вряд ли должны предполагать легкое восприятие, но простой интерес эти темы возбуждать могли бы - при некоторой фантазии при оформлении экспозиций.
Таков, увы, Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования. С одной стороны, бывшим воспитанникам ремесленных училищ можно поностальгировать возле витрин с материальным воплощением своей далекой юности: там выставлены телогрейки, в которых они ходили, противогазы, в которых они дышали, и детали, которые они вытачивали. С другой стороны, трудно сказать, какие чувства испытывают нынешние пэтэушники, приводимые сюда на экскурсию, при виде этих предметов. Как сказал один из них - кроме скуки, еще и некоторую радость, что их повседневная жизнь все-таки поинтереснее.
Да, Петровский зал наполнен экспонатами, непривычными для посетителей, привыкших воспринимать профессиональное образование только как систему ПТУ. Тут и самого царя-плотника припомнили, и его сподвижников, и Кулибина с Нартовым и Черепановыми. Но если эта экспозиция, а также зал, посвященный блокаде, может все-таки вызвать интерес, то зал, исполненный пафосом мирного труда, вызывает другие мысли. Сытые румяные шахтеры и доярки, поздравления Дорогого Леонида Ильича, бамовские энтузиасты - все, что в те годы не сходило с первых полос центральных газет, навевает жуткую тоску. Умом понимаешь, что бурное развитие промышленности - это скорее хорошо, чем плохо, а сердце все равно не лежит к тому времени, в котором приходилось сидеть за железным занавесом и отоваривать талоны.
В то же время довольно занятной получилась самая последняя по времени создания экспозиция, в которой удалось отойти от сугубо производственной тематики. Увы, эта экспозиция - не собственность музея, а выставка из собрания коллекционера Ивана Фоминых "Реликвии народного просвещения". Любопытно посмотреть на дневник школьника столетней давности, учебник арифметики того же времени, на письменные принадлежности и маленькие школьные реликвии: альбомчики и визитные карточки учениц, любимые игрушки. Поучительны некоторые надписи на задних обложках тетрадей (где в 70-х годах печатали либо таблицу умножения, либо клятву юного ленинца): "Не плюй никогда на пол - это вредно и грязно".
Но в целом Музей истории профтехобразования, плоть от плоти самой системы профтехобразования, находится в одном с ней положении: вроде бы собрались встать с колен, оперлись руками, да так и застыли на четвереньках. Для этой сферы застойной оказалась не брежневская эпоха, а нынешняя.
Смотрите также:
- Не только Малевич. Запад меняет взгляд на русское искусство →
- Почему Эрмитажем быть трудно →
- Что дает Эрмитаж России →