Санкт-Петербург, 19 марта – «АиФ-Петербург».
Внутренние вопросы
- День рождения музея будем отмечать в течение всего года. К примеру, готовим выставку «Живописная трапеза» - изображение еды в искусстве. Начнём с Древней Руси, с предметов народного быта, покажем, как накрывались столы, что подавалось в царские времена. Фестиваль «Императорские сады» тоже будет посвящён 115-летию.
В конце года откроется выставка «Малевич: до и после квадрата», посвящена рождению знаменитого произведения. Этот художник представлен в Русском музее лучше, чем в любых других собраниях мира.
«АиФ-Петербург»: - На Западе до сих пор считают, что русское искусство - это Малевич и авангард?
- Мы стараемся переломить это представление. Сейчас в Голландии проходит выставка, на которой представлено искусство социалистического реализма: от 20-х до 80-х годов прошлого века. Там более ста работ из нашей коллекции. Посетителей - огромное количество. Русское искусство необходимо продвигать! Многие художники Западу плохо известны. Как, например, Филонов. Мы показывали его картины в общих выставках: люди стояли у его полотен и были в восторге. Теперь начинаются запросы только на Филонова.
«АиФ-Петербург»: - Но ведь Россия не меньше, чем Запад, нуждается в продвижении отечественной культуры. Как вы считаете, для чего необходимо знать своё искусство?
- Это духовная сторона жизни, источник для духовного обогащения. В искусстве - литературе, живописи, музыке - получаешь ответы на свои внутренние вопросы. Может, ты себе их и не задаёшь, но когда видишь, читаешь, - начинаешь задумываться, понимать, задавать вопросы. Себе и окружающим.
Искусство - один из жизненных ориентиров. Оно показывает, как мы жили в прошлом. Это лучший вид образования, ведь в каждом произведении - менталитет времени. Почему, к примеру, на смену реализму пришли символизм, авангард, абстракция? Люди об этом не всегда задумываются, а ведь в любых изменениях - история развития природы человека.
«АиФ-Петербург»: - Часто бывает: петербуржцы покупают дорогие билеты в Париж, чтобы посетить Лувр, а в Русском музее при этом уже лет 20 не были. Ещё не наелись Западом?
- Не наелись, и пусть. В то же время Запад уже насытился своим, а русское им - всё ещё в новинку. Музей и занимается просветительством, это одна из наших задач вместе с хранением и изучением.
Важен скандал?
«АиФ-Петербург»: - Петербургские музеи постоянно подвергаются критике со стороны общественности. Вас так и продолжают ругать за реконструкцию Летнего сада?
- Может, в какой-то мере это и хорошо, потому что означает: общество неравнодушно относится к тому, что мы делаем. Но зачастую критикуют люди совершенно неподготовленные. Они не умеют и не хотят анализировать, разбираться. Про Летний сад говорят, что мы «всё сломали». Так писали и некоторые СМИ, а публика повторяла. Но ведь мы, профессионалы, не для того существуем, чтобы что-то разрушать. Мы думаем, как сохранить.
«АиФ-Петербург»: - Откуда тогда такой негатив?
- В определённой степени от недостатка культуры. И у нас как бы не существует презумпции невиновности. Наоборот - ты заранее виноват. Это приводит к ненормальным отношениям между людьми, тормозит развитие. На Западе - и в жизни, и по отношению к искусству - люди стараются быть толерантными.
«АиФ-Петербург»: - В музей так и не вернули Торопецкую икону?
- Не вернули. А сколько было стенаний по этому поводу! Но если вы ломали копья, если судьба иконы волнует и чувствуете ответственность - поехали бы посмотрели, что с ней? Это наша общая забота. А получается, что никому дела нет, был важен лишь скандал.
«АиФ-Петербург»: - В Петербурге культуре урезают финансирование. Русский музей - федеральная собственность. Вас это коснулось?
- Коснулось. Покрываем расходы из средств, заработанных музеем. Прекрасно знаю, что в Лондоне, Мадриде, Вашингтоне вход в государственные музеи бесплатный. Там развито меценатство. У нас нет таких глубоких традиций. Если сделать вход свободным, музеи просто не на что будет содержать.
21 марта Русский музей можно будет посетить бесплатно
Путин поддержал идею восстановления Музея современного искусства, но не в ущерб Эрмитажу
Эрмитаж покажет лучшие произведения немецких художников XX века
Парламент Петербурга требует сохранить Институт искусств от расформирования
В Петербурге появился первый в России музей вееров