Призыв не для всех

   
   

С 1 апреля начался весенний призыв. По официальным данным, в городе призовут около 3000 человек - это 5% горожан призывного возраста. Как обещают, отбирать призывников будут строго, возьмут только здоровых. И все равно немало призывников захочет уклониться от "почетной обязанности". И за помощью они обратятся к организациям и фирмам-посредникам, строящим свой бизнес на решении призывных проблем.

Конец "отмазки" в законе

Конечно, речь идет о тех, у кого изначально нет оснований не служить. "Простейшим" способом не надевать сапоги до недавнего времени считалась заявка молодого человека о желании воспользоваться правом на альтернативную гражданскую службу (АГС). Согласно Конституции, вы имеете право на эту самую АГС, но закона об "альтернативке" нет. Поэтому, заявив о праве на "альтернативу", человек в армию не шел, но и на гражданскую службу его не отправляли, поскольку таковой нет. Одним словом, свобода - и все по закону. Правда хлопотно, так как, возможно, придется отстаивать свои права в суде. Для этого у самого призывника сил и знаний явно не хватит. Потому и обращаются к услугам общественных организаций или адвокатов. По словам главы юрфирмы "Кайданов и партнеры" Александра Кайданова, защитившего за несколько лет уже несколько десятков человек, зачастую дело и до суда не доходит - военкоматы идут на мировую, так как "забрить" стоящего намертво под защитой юриста "альтернативщика" все равно не получится.

Все юридические нюансы борьбы за "альтернативу" можно узнать в любой правозащитной или юридической организации. Но стоит ли сегодня за нее биться? Закон уже на подходе. Едва ли условия АГС, прописанные в нем, можно назвать легкими. Для людей без высшего образования это 4 года на социальных работах, порой в той же армии или, например, санитарами в больницах, за копеечную зарплату, без шансов для параллельной учебы или работы. В общем, большая часть "альтернативщиков", как только закон примут, будут сами просить военкоматы дать им послужить.

Кстати, против закона выступила известная в городе организация "Солдатские матери Петербурга". По словам активисток этой организации, такая гражданская служба - не что иное, как рабство. Но несмотря на протесты, закон скоро станет реальностью. Поэтому сегодня "солидные" конторы уже не предлагают призывникам воспользоваться правом "на альтернативу": неэтично брать с людей деньги за то, что может обернуться против них самих.

Псих - это на всю жизнь

Недавнее дело о трех петербуржцах, которые выдавали призывникам справки об "истинном гомосексуализме", - только один просочившийся в массы пример теневого бизнеса, построенного на "защите" от армии. Напомним, юрист центра "СПИД" Павел Робакидзе, директор по маркетингу АНО "Мировой посредник" Михаил Румянцев и кандидат меднаук, старший научный сотрудник НИИ имени Бехтерева Дмитрий Исаев обеспечили 15 горожан свидетельствами о нетрадиционной сексуальной ориентации. Анализов на "голубизну" не придумано, вопрос только в поведении человека. Ребят научили, как себя вести, и: новоявленные "голубые" благополучно избежали армии. Цена такой "липы" колебалась от 1000 до 2000 долларов. Самый интересный герой той истории, конечно, медик Дмитрий Исаев, освобожденный от уголовной ответственности по случаю своей "невменяемости". Именно он обеспечивал медицинскую сторону вопроса. "Призывные" справки - весьма доходный бизнес, поэтому свято место пусто не бывает. По слухам, липовый документ о психической невменяемости из Бехтеревки стоит сегодня от 150 долларов.

Фирм, которые готовы обеспечить призывнику проблемы со здоровьем, в городе немало. Такие организации можно условно разделить на высшую и низшую лигу. Стоимость услуг последних - 800-850 долларов. За эти деньги призывнику оформляются "болезни", несовместимые со службой, в первую очередь, разумеется, психические. Однако в силу относительной дешевизны надежность подобной защиты тоже относительна. Посредника, оформившего фальшивый документ, могут и поймать, дела его всплывут, а у обладателя "белого билета" могут начаться проблемы с Уголовным кодексом. К тому же постановка человека на учет как психбольного чревата социальными последствиями: проблемами с оформлением на работу, или, например, с получением водительских прав. В общем, чем меньше плата, тем рискованнее "отмазка".

Диагноз как дышло

Что же касается "высшей лиги", то это не афиширующие себя посредники, которые выполняют более тонкую работу за более серьезные деньги. Работа ведется с реальной медицинской книжкой человека. Как нет людей без греха, так нет и без заболеваний. Однако, чтобы быть признанным не годным или ограниченно годным, диагноз надо несколько "подтянуть": например, маленькие проблемы с сердцем довести на бумаге до больших. На обеспечение такой услуги с клиента берется как минимум 2500-3000 долларов.

- Меньше никак не получается, - поделился один из таких специалистов, который, разумеется, не пожелал себя называть, - слишком много приходится платить, конфиденциальность дорогого стоит. В Питере, кстати, еще ничего, в Москве ценник уже доходит до 5-7 тысяч долларов. Но за эти деньги человек получает не липовую бумажку, а реальные диагнозы и официальную "негодность" к строевой.

Придраться к такой "дорогой" услуге очень сложно. Ведь немало организаций в городе практикуют совершенно легальный способ помощи призывникам - сопровождение в медицинском обследовании. По мнению "специалистов" из фирм-посредников, число здоровых молодых людей в Петербурге стремится к нулю. Вот посредники и помогают призывнику доказать свою немощь, пройти независимую медэкспертизу, работают они с реальными болезнями призывника, доказывая его неспособность служить. Как отделить тут легальную работу от нелегальной, понять сложно.

Одно очевидно, получить отсрочку сегодня может фактически любой - были бы деньги.

Что делать?

В стране планируется перевод армии на контрактную основу до 2010 года. Правые и либеральные организации настаивают, что процесс надо ускорять. Беспокоятся сегодня все: правозащитники - о нарушении прав молодых людей, военное командование - о "некачественности" призывников и их количестве. Проблемы с последним возникнут в 2005-2007 годах, когда призывного возраста достигнут те, кто появился на свет в конце 80-х - начале 90-х. Рождаемость тогда была хуже некуда, а значит, призывников будет очень мало. Если львиная доля этих молодых людей будет иметь отсрочку, то и набирать солдат станет просто не из кого. Пока военные еще предлагают решать вопрос исходя из того, что призыв сохранится. Предлагается, например, сократить количество вузов, дающих отсрочки своим студентам. Для тех же, кто борется за отмену всеобщей воинской повинности, это еще один из аргументов в пользу скорейшего реформирования армии. В любом случае правы те и другие: в стране, где подавляющее большинство молодого населения на законных или не очень основаниях избегает службы в Вооруженных силах, говорить о всеобщей воинской обязанности уже смешно. Ее нет де-факто, и с этим надо что-то делать де-юре.

Смотрите также: