За долгие годы нас приучили, что летом достать билет на поезд, отправляющийся на юг, практически невозможно. Приходилось обращаться или в турфирмы, имеющие свои "подходы" к кассам, или к перекупщикам. А это - дополнительные траты. Но в нынешнем сезоне случилось чудо: билеты есть!
Жара...
Стоит войти в помещение железнодорожных касс на канале Грибоедова, как на плечи обрушивается страшная духота. Причин две: во-первых, народу летом много, а во-вторых, система вентиляции старенькая, и когда на улице жарко, она не справляется. В общем, простояв 10 минут в очереди к справочному компьютеру, я взмок, как в сауне. Да еще и компьютер "заглючил" - отказался выдавать требуемую информацию. Жара...
Иван Кривенцов, начальник Санкт-Петербургского железнодорожного агентства, а по-простому "главный по билетам", услышав об этом, огорченно закивал: "Вы так и напишите, что здесь жарко, может, хоть тогда выделят деньги на новую вентиляцию".
Но зато, промучившись часок в очереди в кассу, можно купить билет в любой город и на любую дату. Даже если по какой-то причине не получается найти билет за месяц до отъезда, он обязательно появится дней за 5-10 до даты путешествия - когда в продажу поступят возвратные билеты и билеты в дополнительные вагоны. Иван Юрьевич предложил: "Хотите посмотреть, что есть в Сочи на завтра?" Компьютер на его столе показал, что имеются и плацкартные, и даже купейные места. Фантастика! Кто бы мог о таком подумать еще два года назад?
Иван Юрьевич назвал несколько причин, благодаря которым удалось избежать дефицита. Главная - управление дороги пустило 3 дополнительных поезда на Адлер, держа еще один в резерве, и один состав в Крым. Плюс, если требуется, весьма оперативно решается вопрос о дополнительных вагонах. Кроме того, работа с турфирмами взята под строгий контроль, теперь им не дают покупать билеты "впрок". Результаты таких новшеств налицо.
Шесть способов уехать
Имеется шесть способов купить билет на поезд, и в каждом из них свои плюсы и минусы.
Первый способ - пойти на вокзал или в кассы предварительной продажи. Кроме канала Грибоедова они имеются в Удельной, Девяткино, Рыбацком, Зеленогорске и Выборге. Преимущество одно: не придется платить никаких лишних денег. Недостатки - уже упоминавшаяся духота и потраченное время. Впрочем, там же, на канале Грибоедова, имеется сервис-центр, где в очереди проведешь не более 15 минут. Там чисто, малолюдно, прохладно. Но за каждый билет придется дополнительно заплатить 73 рубля 50 копеек. Это и есть второй способ.
Третий способ для ленивых: заказать билеты по телефону 162-44-55. С доставкой или без. Тогда за каждый билет заплатишь "сверху" от 50 до 100 рублей, в зависимости от вида заказа. Когда-то разновидностью этого способа была покупка через Интернет, но, после громкой истории со злоупотреблениями в 2000 году, от услуг компьютерной паутины пришлось отказаться.
Четвертый способ купить билет - коммерческие кассы. Одна только Московская железная дорога имеет их в Петербурге 30 штук. Наша Октябрьская дорога пока отстает - под ее опекой существует лишь 11 пунктов, но к концу августа москвичей обещают догнать и перегнать. Добавим к этому десятки, если не сотни касс, находящихся в частных руках. Здесь с пассажира возьмут "агентский сбор" от 50 до 100 рублей, зато ни очередей, ни проблем.
Пятый способ - пойти в турфирму. В некоторых из них имеются терминалы для продажи билетов, некоторые просто пользуются коллективными кассами. Сколько возьмет фирма за услуги, предсказать трудно, но если вы там же покупаете и путевку на юг, то безбожно драть деньги они не станут. Впрочем, где как.
Шестой способ, по мнению железнодорожников, самый глупый: обратиться к перекупщикам. Прошлой осенью эти славные ребята шумно отметили 10-летие своей теневой деятельности в ресторане Московского вокзала, чем привели железнодорожное начальство в состояние шока.
Перекупщики начинают предлагать свои услуги сразу, как только переступишь порог кассового зала. Зачем нужно отдавать им свои деньги, если билеты имеются в свободной продаже, непонятно, видимо, срабатывает старая привычка к дефициту. Перекупщики всячески поддерживают это заблуждение, что позволяет им брать с простачков двойной тариф.
Чем меньше, тем лучше
По словам Ивана Кривенцова, исчезновению дефицита на билеты способствовал и тот факт, что пассажиропоток снизился на 4%. Правда, прогнозировалось снижение на 8%, но год пока не кончился, все еще впереди. Это обстоятельство радует железнодорожное начальство - для них чем меньше пассажиров, тем лучше. Причина проста: перевозка людей до сих пор затратное предприятие, и каждый человек, севший в поезд, не только не окупает свой проезд, но и приносит МПС убытки, сопоставимые с ценой билета.
Поэтому железнодорожники так охотно повышают тарифы. В этом году, например, стоимость билетов возросла на 30%. У них свои резоны - от этого пассажиров меньше, а денег больше. Такая вот странная математика.
Смотрите также:
- Железнодорожники мечтают о доходных пассажирах →
- "Билетер" как профилактика насморка →
- Вместо нагрузки - накрутка →