Колесница Славы в руках вандалов

   
   

На Дворцовой площади кипит реставрация, единственный готовый объект - Колесница Славы на арке Главного штаба. Ее торжественно открыли в декабре. Но сейчас мастера вынуждены вновь реставрировать памятник, который был сделан если не на века, то во всяком случае - на десятилетия. Что же случилось?

Битва с французами

Мастера фирмы "Интарсия", которые возрождали колесницу "из пепла", сейчас работают напротив - на Александровской колонне. Каков же был их ужас, когда в один из дней они увидели, что на памятник карабкаются люди, что они оседлали лошадей и даже танцуют на их спинах. А ведь тонкая медь не рассчитана на такие нагрузки! Реставраторы опрометью сбежали вниз с 50-метровой высоты колонны, взлетели на 40-метровую высоту арки и вступили в бой с вандалами.

Те оказались в рабочей спецодежде, так как пришли не издалека, а со строительных лесов Главного штаба. В схватке у колесницы осквернители отечественной Славы были побеждены. Они оказались молдаванами и таджиками, а поначалу спешившие на битву мастера предполагали, что придется сразиться с французами, совсем как в войне 1812 года. По слухам, французы уже несколько лет работают на реставрации эрмитажных объектов. В этой стране существует программа помощи безработным - им предлагают потрудиться за границей. На деньги, выделяемые французской же стороной, бывшие безработные наняли потрудиться вместо себя молдаван и таджиков. Вольные дети молодых государств и гарцевали на лошадях, а также выцарапывали свои имена, протыкали гвоздем, чтобы посмотреть, что внутри, использовали памятник как вешалку для спецодежды, склад и даже... сортир. При этом они вовсе не намеревались что-либо осквернять, они просто не понимают, что такое ПАМЯТНИК, на вопрос: "Ну что вы сюда залезаете?" недоуменно отвечают: "А чего он здесь стоит?" Конечно же, для того, чтобы использовать его как бытовку.

Если так дальше пойдет, колесница может и не устоять: швы между тонкими листами меди начали расходиться, внутрь попадает влага.

Памятник нужно охранять, и это задача не реставраторов, а службы безопасности Эрмитажа. Есть возможность возвести слева и справа решетки, не видные с площади. Это будет хоть какой-то преградой, потому что уйдут "французы", и вместо надписи "Монсур" появится "Вася". Тем более что "Коля" уже есть.

Мина замедленного действия

Эти же рабочие изуродовали декоративное убранство арки. Не разобравшись, что все эти воинские доспехи, щиты, мечи, шлемы и венки сделаны не из гипса, а из тонкой меди, покрашенной масляной краской, они стали лихо счищать ее стамесками и молотками. 98 процентов поверхности оказались деформированными! И это при том, что к моменту реставрации декор уже был в таком состоянии, что видавшие виды мастера засомневались, возможно ли его возродить.

Делали декор в 1828 году на Императорском заводе под руководством Кларка вместе с колесницей. Мы уже писали, что на колеснице медь оказалась гораздо тоньше указанной в документах. С аркой - то же самое. По документам - английская медь толщиной более 3 миллиметров, на деле - фольга от 0,2 до 0,8 миллиметра, а вместо английского клейма нашли русское. Да к тому же 50 процентов металла и вовсе не медь, а кровельное железо. Прикреплены украшения к арке во многих местах самым диким способом - прямо сквозь декор прибиты железными костылями и гвоздями. А ведь еще в Древнем Риме знали, что от соприкосновения с медью железо быстро ржавеет. Ведущий реставратор объекта Владимир Сорин говорит, что Кларк подложил потомкам мину замедленного действия, впрочем, она начала действовать в первый же год существования памятника, когда сверху упала голова орла (перегнил крепеж). Части декора падали все время. "Я своей семье запретил под аркой ходить", - рассказывает Владимир Григорьевич. Сейчас ходить можно - декор снят, над восстановлением колдуют реставраторы. Чтобы успеть к маю, работают по 11 часов. Только то, что это - одна из лучших реставрационных групп в стране, дает надежду. И то, что возрожденный декор будет недоступен вандалам. Ну а все то, до чего могут дотянуться их руки, кажется, обречено на разрушение сразу же после торжественного открытия.

Смотрите также: