Бастионы просят рубля

   
   

Когда едешь по Таллинскому шоссе к Эстонии, то за много километров видишь, что конец России обозначает белая башня Нарвской крепости. Это уже чужая земля. Но в стороне от белоснежной Башни Германа, на нашем берегу, видишь и другую крепость - из серого камня, угрюмую, мощную. Это Ивангород.

Крепостные вандалы

Увы, когда входишь, сразу становятся заметны обвалившиеся стены и башни, зияющие провалами. В то же время часть крепости выглядит прилично - реставрация, начавшаяся в 60-е годы и текшая по-советски неспешно, не успела закончиться к развалу СССР. Как говорит директор музея "Ивангородская крепость" Геннадий Попов, ему надо еще 5 млн долларов и 10 лет работы, тогда памятник федерального значения будет так же хорошо выглядеть, как эстонский сосед.

Хотя в приграничном Ивангороде осталось только 12 тысяч жителей, местные вандалы регулярно устраивают какую-нибудь гадость. Года три назад, например, спалили двойную шатровую крышу на Набатной башне. В Колодезной башне реставраторы закрыли решетками бойницы, так трудолюбивые ивангородцы перепилили их ножовкой. Расковырянные проломы в стенах множатся на глазах.

Не переломайте ноги

Крепость, приходящая в запустение, но по-прежнему грозная, не прощает легкомысленного отношения к себе. Одна девочка из питерской экскурсии, выбирая место для съемки, пятилась по стене до тех пор, пока та не кончилась. Школьницу подняли с груды камней с перебитым позвоночником. Геннадий Попов говорит, что ее вообще могли бы найти через несколько дней - крепость огромная, а караулит ее один сторож. Вас могут и ограбить, а уж для насилия здешние казематы подходят как нельзя лучше - отсюда не докричишься, стены гасят любой звук. Видимо, поэтому ивангородская администрация так любит устраивать в крепости дискотеки.

И ступени в крепости особые, раза в два выше обычных. Как объясняет директор Попов, это чтобы в случае захвата рыцари в латах (т. е. враги) себе ноги там переломали - русский воин в легком снаряжении бегал по ним без проблем. Рыцарями в латах чувствовали себя и помощники Попова - группа "Новый Акрополь", работавшая в крепости: ребята таскали камни для закладки проломов на самую верхотуру.

Попов неутомимо рассказывает об истории крепости. Мало кому известно, что в Ивангородской крепости в 1920 году, когда там был лагерь для перемещенных лиц, содержались Иосиф Броз Тито и Ярослав Гашек. Гашек описал крепость в одном из своих рассказов, правда город он называет Нарвой.

Замуровали, демоны!

В конце 80-х в нашем городе было сильно движение добровольных помощников реставраторов, потом оно прервалось. Сейчас вновь появились желающие в свободное время бесплатно спасать культурные ценности. Правда, "Новый Акрополь" родился в Москве, но взоры свои ребята обратили и на Ивангород. У них есть программа "Красная книга крепостей", куда входят все требующие реставрации фортификационные сооружения России. Акропольцы - не только москвичи, но и питерцы, и новгородцы, и тверичи.

Ребята закладывают провалы, обвальные проходы, убирают мусор, делают деревянные двери, стирают надписи со стен. Чтобы перекрыть доступ оголтелому населению в разрушенные части крепости, они замуровывают входы - но так, чтобы потом их можно было вскрыть. Например, мы были последними из журналистов, кто побывал в Колодезной башне - за нами ее запечатали.

Смотрите также: