Вот уже несколько лет в Мурманском морском биологическом институте (ММБИ) идет уникальный эксперимент. Здесь специалисты обучают северных тюленей выполнять задачи, которые в суровых условиях Арктики не всегда по силам и человеку. Причем ластоногие оказались настолько сообразительными учениками, что уже сегодня могут помогать спасателям, водолазам, рыбакам и даже военным.
Сообразительный Филя
Долгое время считалось, что арктические ластоногие плохо поддаются дрессировке. Мурманские ученые первыми доказали, что по сообразительности эти млекопитающие нередко превосходят своих южных сородичей. Увидев программу Мурманского океанариума, в это легко поверить. Она лишь на первый взгляд напоминает обычное театральное шоу, созданное на забаву детворе. На самом деле, любой из номеров, которые исполняет самый именитый артист океанариума - серый тюлень Филя, можно использовать в народном хозяйстве.
Глядя, как Филя возит по бассейну надувную лодочку с плюшевым слоненком, не возникает сомнений, что он так же легко будет тащить спасательный плот с живыми людьми в открытом море. Кроме того, Филипп умеет приносить тренеру наручные часы, найденные на 4-метровой глубине, но при этом может поднять со дна и акваланг. Кстати, грузоподъемность у ластоногих весьма подходящая. В воде серый тюлень без труда справляется с весом в 150-200 килограммов.
- В решении логических задач серые тюлени способны перещеголять даже дельфинов-афалин, - считает заведующий лабораторией морских животных Мурманского морского биологического института Василий МИШИН. - Однажды мы бросили на дно бассейна кусок пластмассовой трубы и попросили Филю поднять его. Сначала он пытался схватить трубу зубами, как обычно проделывал это с кольцом, но безуспешно. Потом попробовал балансировать ею, как мячом, но снова ничего не вышло. Всплыл за рыбкой, но ему дали понять: сначала нужно достать трубу. Филя возился еще минут десять, даже злиться начал, а затем вдруг схватил ее ластами и принес тренеру. Словом, тюлень сам нашел способ реализации задания.
А совсем недавно мурманские биологи выяснили и еще одну интересную деталь. Оказывается, арктические тюлени способны распознавать звуки различной частоты. В ходе эксперимента морскому зайцу по кличке Дик с помощью специального устройства - так называемого "пищика" - подавали различные звуковые команды. После нескольких месяцев тренировки он прекрасно их понимал и при одной частоте сигнала ложился на брюхо, при другой - на бок, при третьей - на спинку. Ученые уверены, что, используя эту способность ластоногих, можно будет научиться управлять их поведением под водой. Скажем, дать животному команду зайти в затопленный объект или принести со дна нужный предмет. Язык этот может пригодиться также и водолазу, работающему в паре с тюленем. Например, отправить ластоногого помощника наверх за плоскогубцами.
Водолазы - хорошо, а тюлени - лучше
Трагедия в Баренцевом море лишний раз показала: за Полярным кругом даже самая современная техника нередко дает сбои, да и возможности человека имеют здесь свой предел. Вот где могли бы пригодиться уникальные способности северных тюленей, привыкших жить во льдах, а потому способных успешно работать даже в условиях Арктики.
- При подъеме АПЛ "Курск" подводникам-профессионалам приходилось работать на немыслимых для человеческого организма глубинах, - говорит Василий Мишин. - Тюлени же легко способны погружаться на 450 (!) метров. При этом они совершенно не знакомы с главной бедой водолазов-глубоководников - кессонной болезнью, потому что не дышат под водой. Благодаря высокому содержанию гемоглобина ластоногие могут "запасать" в крови большое количество кислорода. А способностью понижать частоту собственного пульса со 120-130 ударов в минуту до 30-40 перед погружением на глубину дает им возможность весьма экономно кислород использовать. Вот почему тюлени могут проводить под водой не менее получаса, затем быстро всплывать на поверхность безо всякого вреда для здоровья.
Ластоногие обладают настолько обостренной сенсорикой, что могут без труда ориентироваться под водой даже в полной темноте. К тому же, в отличие от дельфинов, они совсем не страдают клаустрофобией и способны проникать в самые труднодоступные места. А в отличие от водолазов, весьма маневренны и не рискуют, оказавшись в узком подводном гроте или отсеке затонувшего корабля, повредить какой-нибудь из шлангов системы жизнеобеспечения. А значит, риск, которому подвергались работающие на Курске водолазы, можно было уменьшить, используя во время операции тюленей. Разумеется, открывать люки или резать технологические отверстия в корпусе субмарины животные не смогли бы, но с видеоразведкой отсеков затонувшей лодки они вполне бы справились.
А зачем стране тюлень?!
Ученые уже сегодня называют несколько областей, в которых можно будет успешно использовать северных тюленей. По их мнению, ластоногие будут весьма полезны при поиске затонувших снарядов, мин и химических боеприпасов. За давностью лет такие захоронения покрылись толстым слоем ила, поэтому с помощью пусть даже самой современной техники найти их практически невозможно. А специально натренированные животные могут отыскать их без труда.
Также ученые предлагают использовать ластоногих при обследовании проложенных под водой трубопроводов. За несколько часов тюлень способен обследовать участок, с которым водолазу пришлось бы возиться неделю. Уло--вив шум выходящих из пробоины пузырьков, он "отмечает" место утечки специальным буйком с привязанным к нему грузиком. А кольчатую нерпу по кличке Сара мурманские биологи научили помогать рыбакам. Сообразительное животное всего за пару минут протаскивала из одной майны в другую тонкий трос, с помощью которого затем можно быстро поставить сеть подо льдом.
Морские млекопитающие могут охранять государственную границу, участвовать в аварийно-спасательных работах и даже служить на таможне, как это происходит в Англии. Там тюлени каждый день обследуют дно порта, ищут выброшенные за борт оружие и наркотики.
Кроме того, способности этих животных давно оценили и военные специалисты. В ВМС США уже не первый год используют дрессированных морских львов для поиска и подъема на поверхность различного военного имущества. В 1988 году принимали участие в военной операции "Буря в пустыне" специально обученные дельфины, в настоящее же время две базы американских подводных лодок охраняются морскими животными.
- Штаты, где такие программы имеют государственное финансирование, пошли по пути развития технических средств, - рассказывает Василий Мишин. - Там существует множество приспособлений: намордники, сбруи и прочее, каждое из которых позволяет решать ту или иную задачу. Мы же делаем основной упор на работу с животными. Разработанная в институте методика позволяет очень эффективно дрессировать морских млекопитающих, но пока речь идет лишь о "базовой" программе обучения. Для "узкой специализации" необходим заказчик. Если бы сегодня военным понадобилась, скажем, группа гренландских тюленей для решения каких-то конкретных задач, ее можно было бы подготовить. В настоящий же момент соответствующего подразделения ластоногих на флоте у нас пока нет.
Автор выражает благодарность директору Мурманского морского биологического института академику РАН Г. Г. Матишову за помощь в подготовке материала.
Смотрите также:
- Сергей Ковалев. Развал «оборонки» - непростительная ошибка →
- Игорь Спасский: «Творец все время недоволен» →
- Игорь Спасский: "Творец все время недоволен" →