В июне 2007 года за разработку, создание и развитие трех поколений атомных подводных ракетоносцев И. Спасскому и его единомышленникам Д. Пашаеву и С. Ковалеву была присуждена Государственная премия РФ. А ведь в детстве Игорь Дмитриевич хотел стать... геологом.
- У меня родственник был геологом, исходил всю Сибирь, и мне очень нравились камушки, которые он привозил. Я и решил, что тоже выберу эту профессию. Но жизнь складывается по случайному закону. Отец, кадровый офицер, сказал твердо: "Чтобы из тебя человек получился, надо пройти военную службу". Я много читал морских книг и ответил, что если пойду - то только моряком. И только на надводные корабли. Погибать за Родину - так под солнышком.
В 1941 году поступил в морскую спецшколу в Москве. Потом - "Дзержинка", Черноморский флот. И вдруг на флот приходит приказ: отправить 20 моряков в судостроительную промышленность. Как из 600 человек выпуска попал в эту группу - не знаю. Кто-то случайно ткнул пальцем... В Ленинграде пришел по направлению в СКБ-143 - к главному инженеру П. З. Голосовскому. "А вы, чем занимаетесь?" - спрашиваю. "Проектируем подводные лодки". - "Да я в них ничего не понимаю. Я энергетик, паросиловик". - "Вот такой специалист нам и нужен". Так все и сошлось.
Проектировать... "на дурака"?
- Подводная лодка - мощнейшее оружие. В то же время это "дом" для десятков моряков. Что важнее при конструировании - люди или "железо"?
- Лодка создается для того, чтобы уничтожать противника. А значит, на первом месте боевые характеристики. Но они не должны идти в ущерб безопасности. Поэтому работа конструктора - это гармония, построенная на компромиссах. Чтобы и человеку, и технике было хорошо. Они должны соответствовать друг другу. И если личный состав не обучен, не воспитан, плохо обеспечен материально - от боевой мощи мало что останется. Я, например, смотрю на проект придирчиво, заранее настроен критически. И обязательно нахожу какие-то шероховатости.
- На огромной глубине атомные установки, ракеты и человек - один на один. Хорошо, если офицеры, матросы ориентируются в сложнейшей технике, как рыба в воде. А если нет?
- В 1949 году я служил на крейсере. Знаете, как у нас принимали окончательный зачет? Тушили свет. А помещение - огромное, высота 6-7 метров. И ты должен был все операции выполнить на ощупь.
- Говорят, что у конструкторов есть неписаное правило: надо проектировать "на дурака"...
- В том смысле, чтобы все было предельно просто и понятно. А сейчас техника стала настолько сложной, что отремонтировать ее могут только на специальных станциях. Вдобавок люди привыкли работать на кнопках. Нажал, задал режим - все. И далеко не каждый старается добросовестно изучить, как "идет" этот сигнал по проводам для исполнения команды. Чтобы избежать нештатных ситуаций, экипажи проходят подготовку на специальном оборудовании в учебных центрах. На тренировке и обучении личного состава экономить нельзя.
- Тем не менее и ваши лодки не раз попадали в аварии. Погибли "Курск", "Комсомолец"...
- Сегодня наукой установлено, что причина 80-85% катастроф - человеческий фактор. Когда случается авария, многие сразу начинают говорить: проект плохой... Но если до этого лодки плавали 20 лет без замечаний?
Не закладываются такие ситуации, когда недоработает личный состав. Конечно, когда что-то происходит, чувство вины обостряется. Например, пока так и не удалось добиться полной герметичности перекисно-водородных торпед, которые "дымятся", "текут".
"Курск" - это огромная человеческая трагедия, а его подъем - научный и технический прорыв. За год была выполнена сверхсложная операция по подъему ракетоносца. Подобную никто в мире до нас не проводил. Президенту я дал личные обязательства, что все будет выполнено в срок, но под ложечкой все время посасывало.
Некоторые "бронзовеют"
- Вы не раз говорили, что являетесь сторонником единоличного правления. Даже диктатуры. Но в создание лодки заложен труд десятков тысяч людей...
- Да, роль личности огромна. И есть руководители, которые считают, что они все двигают, решают. Конечно, как дирижер, генератор крупных идей такой человек незаменим. Однако оптимальные решения рождаются коллективно. И здесь очень важна динамика. Потому что через 10 лет сегодняшний вариант потеряет актуальность.
А некоторые этого не учитывают - застывают, "бронзовеют". Это уже не творцы. Творец все время должен быть недоволен. Да, хорошо сделано, но надо лучше! Человек, особенно конструктор, обязан быть очень самокритичен. Иначе будет обычная "серятина".
- Сегодня в ЦКБ "Рубин" пять генеральных конструкторов. И почти все они уже в возрасте. Есть ли кому передать дело?
- Мы взяли 450 молодых специалистов. Подбирали их в трех институтах. Ребята толковые. Беда в другом - небольшая зарплата. Казалось бы, конструктор должен получать больше, чем клерк в банке или администратор на выставке. Но у нас в стране все наоборот. Поэтому текучесть кадров на "Рубине" - 10%.
Вот перспективный инженер: женился, ребенок родился - уходит. И, как правило, теряет профессию. "Куда идешь?" - спрашиваю. "Да я бы никогда не уволился, но надо кормить семью". Локти кусаешь, и все.
Стоять на трех ногах
- С конструкторами все понятно, а со строителями? Кто сегодня делает знаменитые "Акулы" и "Тайфуны"?
- Было 5 заводов, сейчас нормально функционируют 2-3. Судостроители еще держатся, а вот поставщики... Возьмешь арматуру - Боже мой!
Своя политика и у монополистов. Пример - "Электросила". Частное предприятие, только одно по существу делает электромашины. Фигурально говоря, мы бегаем туда с протянутой рукой: "Ребята, работайте". Пока терпят. Но это не дело.
- Игорь Дмитриевич, а как атомные ракетоносцы сочетаются с ресторанами, бизнес-центрами? Ведь "Рубину" принадлежит немало таких заведений.
- Они появились в 90-е годы, когда не стало заказов. Мы 15 лет не строили лодок! Как удержать народ, чем платить зарплату?
Тогда я вспомнил мудрость, которой как-то поделились западные коллеги. Чтобы держаться на плаву, любой фирме надо стоять как минимум на трех ногах: одна ломается - на двух стоишь, а выбывшую подправляешь. Открыли в Москве и Питере рестораны, организовали "чайный дом", сейчас это уже сеть. Такая же ситуация с бизнес-центром. Ведь это же была целая проблема. Приезжают зарубежные специалисты - гостиниц нет, кормить негде. Плюнули и решили построить все сами.
Год назад открыли первый в стране океанариум, а в октябре-ноябре привезем туда тюленей, нерп. Пускай люди смотрят, любуются живой природой.
- Вы 57 лет занимаетесь подлодками. Наверное, уже все освоено.
- Что вы! Я творил все время и сейчас продолжаю. Врачи советуют отдохнуть "по возрасту", ну а я в ответ "нарисовал" 12 вариантов техники нового вида. Так что это процесс постоянный.