Примерное время чтения: 7 минут
573

500 метров под водой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Аргументы и факты - Петербург 26/10/2011

Герой России Андрей Звягинцев, участвовавший в более чем 20 спасательных операциях, в том числе подъёме теплохода «Булгария» и АПЛ «Курск», под водой проработал в общей сложности более пяти тысяч часов.

Сегодня он возглавляет единственный в стране 40-й НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны РФ, который находится в Ломоносове. Почти каждую неделю - командировки. Шутит: «Семьи от нас не устают». Помощь водолазов ждут во многих точках страны.

- "АиФ-Петербург": А почему 40-й НИИ, есть ещё 39?

- Особенности военной нумерации. В своё время я командовал 328-м экспедиционным аварийно-спасательным отрядом, хотя на флоте такой он был один. Иностранцы всё удивлялись: неужели у вас суперпрофессионалов набирается на 328 отрядов? Ну а если серьёзно, то наш институт без всякого пафоса - уникальный. Здесь сочетаются военное дело, наука, медицина, проводятся сложнейшие испытания оборудования, изучаются резервы человеческого организма. Сегодня от водолаза, помимо мужества, требуется хорошее знание компьютера и всей морской «подноготной»: навигации, штурманского дела. Он должен быть геологом, геодезистом, электротехником. Так что нас неслучайно называют первопроходцами.

Как космонавты

- "АиФ-Петербург": Водолазы - отряд особого назначения, но вы явно далеки от элитных условий. К институту ведёт грунтовка, раскисшая от осенней грязи, здания требуют ремонта, в кабинетах холодно.

- Асфальтовую дорогу делают, котельную ремонтируют, так что это - временные сложности. Период, когда носить погоны считалось не престижным, прошёл. Сегодня государство заботится об армии и флоте. В нашей сфере, например, закупается лучшее оборудование для спасения подлодок и надводных кораблей, взят курс на инновации. Особенно важно, что создаются условия для молодых учёных, у них появилось немало стимулов и для научной работы, и для продвижения по службе.

- "АиФ-Петербург": Каждый ли может стать водолазом?

- Далеко не каждый, особенно если служить в ВМФ. При прохождении медкомиссии, например, требования такие же, как к космонавтам. В квалификации водолазов даже появился термин «пилот». «Помогли» этому специальные нормобарические скафандры, которые позволяют спускаться на глубину 360 метров, оставаться там до 6 часов и не испытывать давления. Ведь в обычной ситуации на водолаза, погрузившегося на 100 м, «давит» до 150-200 тонн!

Если он пробудет на такой глубине 10 минут, должен подняться наверх очень медленно, за 4 часа 26 минут, чтобы избежать компрессии. А новая экипировка полностью страхует от резких перепадов. Более того, после короткого перерыва можно снова идти работать. Такая «одежда» появилась у нас относительно недавно, после гибели «Курска».

20 суток в барокамере

- "АиФ-Петербург": Когда случилась эта страшная авария, вы лично провели на огромной глубине Баренцева моря максимально возможные 870 часов. Спасли напарника, попавшего под завал, а затем у вас самого перекрыло шланг, по которому подавался кислород. Вы сумели без капли воздуха подняться на 30 м вверх, к спасительному колоколу, сменить костюм и вернуться на субмарину, чтобы выключить оборудование. Откуда на всё это силы?

- Водолаз должен быть постоянно готов к риску, работе в экстремальной ситуации. На разрушенную подлодку мы тоже спустились первыми. Поднимали тела ребят, а во второй части операции готовили к «всплытию» сам «Курск». Всё, что от нас требовалось, - полностью выполнили. Я об этом стараюсь не вспоминать.

- "АиФ-Петербург": Летом к работе вашего отряда тоже было приковано внимание всей страны - поднимали «Булгарию». «Полотенца», на которых тащили теплоход, вы придумали?

- Мы. Видите, в кабинете ещё чертежи стоят? Разработкой проекта занимался почти весь институт. Хотя сам метод не новый, но здесь важны детали. У нас нештатных ситуаций было много. Плохая погода, обрыв троса. Работали без остановки. В этой операции впервые участвовало до десятка министерств, все действовали очень слаженно. Основная тяжесть по подъёму тел легла на МЧС, они эвакуировали погибших круглосуточно. У нас была задача поднять теплоход на поверхность, завести в док, причём максимально сберечь состояние судна после аварии. С задачей мы справились.

- "АиФ-Петербург": Как готовят специалистов для работы в таких условиях?

- В НИИ установлен специальный барокомплекс, где отрабатываются приёмы от нуля до предела. Если раньше максимально погружались на 200 м, то сегодня на 500 и ниже. Проводится испытательный спуск: водолазы погружаются в барокамере и живут там 20 суток. Затем около 5 суток поднимаются - метр в час… Более того, есть камера, где мы испытываем действие давления на глубине до 1000 м. В этом случае опыты проводятся на животных - собаках, морских свинках. Кстати, четвероногие погружение переносят вполне нормально.

Замер глубины

- "АиФ-Петербург": Наверное, чтобы выносить такие перегрузки, надо постоянно быть в форме: тренироваться, не курить, хорошо питаться.

- Некоторые всё-таки курят, хотя когда сидят в барокамере - клянутся, что непременно бросят. Обязателен во время глубоководных работ и усиленный паёк. Туда входят мясо, шоколад, масло, фрукты и т. д. В нашей части худенькие новобранцы за три года срочной службы превращались в крепких, здоровых мужчин, настоящих бойцов. Испытания у нас проходят самые разнообразные. Сейчас проверяем, как в медицине действуют дыхательные смеси. Доказано, что при установке барокамеры на глубину в 20 метров успешно лечатся различные недуги. Практика такая есть, но нужно её изучать и совершенствовать методы.

- "АиФ-Петербург": Это же совершенно особенное состояние - находиться на дне морском. Дух захватывает?

- Вода - не игрушка, с ней надо говорить только на «вы». Не задумывались, почему дыхательная трубка в обычной маске для плавания - 40 см? Потому что если установить больше или меньше, неправильное усилие на вдохе-выдохе - и травма лёгких обеспечена, вплоть до разрыва. Немного расслабишься, и море сразу напоминает, кто в природе главный. К сожалению, многие дайвингисты об этом забывают. Отсюда столько трагедий.

У нас в ходе обучения есть такое упражнение - замер глубины. Человека в полной экипировке опускают на 40 метров, и в это время подача воздуха прекращается. Всего на пару секунд. Сразу происходит отрезвление. Понимаешь, как важна подготовка, оборудование, выучка. Недаром наш девиз: «Пока дышу - живу».

Гибнут и водолазы. Но чаще всего это стечение обстоятельств. Так, во время подъёма «Адмирала Нахимова» погибли два водолаза Черноморского флота.

- "АиФ-Петербург": Человек поднялся в космос, спустился на морское дно… Что дальше?

- В космос мы действительно летаем на тысячи километров, а вот под воду нас не пускают… Так и не можем, как полагается, обследовать Марианскую впадину, глубина которой 11 км. Не так просто овладеть и арктическим шельфом, куда сейчас устремились многие страны. Конечно, современная техника творит чудеса, и мы используем роботов, электронику. Но пока что руку водолаза, чувствительность, интуицию ничто не заменит.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах