Эхо трагедии, произошедшей в Америке, еще долго будет звучать во всем мире. Но первый шок понемногу начинает проходить. Кроме обсуждения первоочередных мер, которые нужно предпринять цивилизованному сообществу, чтобы противостоять угрозе терроризма, необходим и серьезный анализ причин, которые провоцируют и поощряют террор. Своими мыслями по этому поводу мы попросили поделиться известных петербуржцев - ученых и мыслителей.
Жорес АЛФЕРОВ, академик, лауреат Нобелевской премии:
- Америке объявлена война, у меня нет ни малейших сомнений. Трудно по горячим следам назвать число жертв этих терактов, сколь чудовищных, столь и внезапных, но, думаю, оно не уступает числу жертв затяжной войны в Чечне. Может быть, поэтому мы так искренне сострадаем американцам. Но и они теперь должны лучше понимать нашу боль. Отчетливо видно, что у нас общий враг - экстремизм и терроризм фундаменталистского толка. История учит тому, как опасно моделировать следующую войну исходя из образа предыдущей. Наши генералы думали, что победить в Великой Отечественной можно с помощью кавалерии и тачанок. Точно так же сегодня жизнь переписала сценарий третьей мировой войны как противостояния стран с разной идеологией и политической системой. Ясно, что линия водораздела проходит между цивилизацией и варварством, между научно-техническим прогрессом и оголтелым религиозным фанатизмом. И надо ли объяснять, на чьей мы стороне.
Наталия БЕХТЕРЕВА, академик:
- Я не могу комментировать происшедшее как ученый. Хотя само по себе появление людей до такой степени жестоких, что их не останавливают тысячи смертей, - страшноватый феномен. Как страшно и то, что возрождается институт камикадзе, правда, в новой, беспощадной редакции. Все-таки японские камикадзе - это были юноши, которых воспитывали идеологически в духе защиты Отечества через обязательную личную смерть, поддерживали в состоянии праздничного опьянения, прежде всего, от принесения в жертву себя. А современные камикадзе абсолютно трезво и расчетливо уносят жизни мирных граждан, не анонсируя даже название своей страны. Это похоже на массовый террор одиночек в отношении остального человечества. За что они воюют - за свою веру, религию? Но никто их этого не лишает. Остается предположить, что им мало места, что они воюют за мировое господство, а это опять же страшно. История знает примеры таких глобальных походов Александра Македонского, Чингисхана, если хотите, Наполеона, но в тех случаях завоевателем мира был полководец, лидер, а мы наблюдаем безликую экспансию "на вере". Объединение религией, как таковое, не есть зло. Объединение христианством прекрасно, потому что направлено на защиту общечеловеческих ценностей. Напротив, террористический акт даже против одного человека ужасен, а тут заведомо убивают многих. Жертвами становятся не только погибшие, но их родственники, друзья, растет концентрация несчастных людей. Я выскажу, может быть, крамольную мысль: каждый нормальный человек наделен искрой агрессии. В здоровом обществе достаточно сил, которые не дают ей "возгореться в пламя", но, видимо, в некоторых государствах скопился слишком большой бесконтрольный запас агрессии, что чревато угрозой всей планете.
Александр Панченко, академик:
- Никто не знает соотношения добра и зла в человечестве, возможно, оно всегда одинаково. Но есть важный нюанс - человечество постоянно умножает свои "успехи", совершенствуя орудия убийства. Убивать стало легче, защищаться труднее. Мы живем в каинистском человеческом сообществе - от имени Каина, первого братоубийцы. Я всегда расспрашивал ученых, как вы беретесь за исследования, которые могут быть использованы против человека? Два ответа: "Так нужно было" и "Наука - это же так интересно!" Террористам стало легче достигать своих целей, и они дали пример другим новым видом убийства - самолетом с пассажирами. Злу ведь тоже учатся.
:Мир стал маленьким, все близко, но мы забываем, что нужно различать страны, религии, давать свободу другим. Сейчас в России распространено выражение: "Нам надо делать как в цивилизованных странах". Цивилизации-то разные! Америка - страна наивных людей, которые думают, что у них лучше всех. В этом вся беда. Смеют осуждать других за то, что живут по-другому. Ребята, вас жалко, потому что погибли люди, которые ни при чем. Но переучивать других на свой манер никак не получается и никогда не удавалось.
Даниил Гранин, писатель:
- О том, что такое террор, Америка узнала самым страшным образом. Мы, да и остальная Европа, уже нахлебались. Россия предупреждала, что терроризм - самая страшная беда сегодняшняя, но американцы нам не верили. Возможно, теперь они перестанут быть изоляционистами, демократические страны объединятся хотя бы в своем отношении к терроризму. Нужно найти способы защиты. Мир, который выглядел сильным, оказался беспомощным. Для меня самые страшные кадры, когда на 50-м или 70-м этаже кто-то махал белым полотенцем, тряпкой, кофточкой, и никто не мог спасти: Рухнули не только башни, но и наша уверенность, что живем в организованном мире.