Примерное время чтения: 5 минут
88

Убийц не жалеют!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 08/09/2004

В связи с трагедией в Беслане в нашей редакции раздавалось много звонков. Люди выражали свою скорбь и негодование, требовали ужесточения борьбы с терроризмом, сетовали на неподготовленность большого города к этой борьбе, на неосведомленность населения - ведь мало кто знает, как себя вести в подобной ситуации. Были и письма. Наиболее интересным нам показалось письмо, которое написала по горячим следам и принесла в редакцию сама, не надеясь на почту, петербурженка Светлана САФИР, прожившая 8 лет в Израиле. Она застала как раз самый разгар палестинской интифады, когда на улицах постоянно раздавались взрывы и кровь рекой текла по стране. Взгляд человека, жившего в стране, где борьба с террором не утихала ни на день, может показаться довольно неожиданным.

"Я - учительница математики, то есть очень хорошо представляю себе положение дел в современной школе. Несмотря на то что долго не жила в России, у меня здесь остались друзья и родственники, в том числе бывшие коллеги, которые мне рассказывали о школьных проблемах.

Моя дочь заканчивала школу в Израиле. Каждый день детей инструктировали, как себя вести в случае теракта. Ни разу у них не было никаких мероприятий около школьного здания - ведь это очень уязвимое место, лакомое для террориста. Каждая школа охраняется, и не так, как здесь - сидит одинокий безоружный охранник, читает книжку, кнопки тревожной сигнализации у него нет, рации, как правило, тоже. Мобильник есть - но успеет ли он набрать номер в случае опасности? В израильскую школу вход взрослым запрещен - всем, кроме учителей, которых знают и которые предъявляют документ. В российскую школу только что на верблюде въехать нельзя.

Мое глубокое убеждение - с террористами нельзя бороться никакими методами, кроме их физического уничтожения. С ними нельзя договориться, к ним нельзя привыкнуть. Это не люди, у них другая система ценностей. Все разговоры о том, что они стали такими от великого горя, - лицемерная отговорка. Помню, как одна российская высокопоставленная особа при визите в Израиль после очередного страшного теракта - девчонка-шахидка взорвала себя в супермаркете во время наибольшего скопления там покупателей, - заявила, что, конечно, погибших жалко, но жальче всего бедную обманутую, вероятно, одурманенную девчушку, которая пошла на смерть. Нельзя жалеть убийц! Они ставят себя вне человеческих законов, поэтому никакие призывы к милосердию на них не должны распространяться.

Осетия находится буквально на пороховой бочке, между очагами войны - и такая беспечность: собрать вместе огромное количество детей, не заботясь об их безопасности. Практически все линейки 1 сентября, да и по другим праздничным дням, если погода позволяет, в России принято проводить на улице. Это ненормально в эпоху терроризма. Кичиться тем, что мы, мол, ничего не боимся, рискуя не только своими глупыми горячими головами, но и детскими жизнями - это идиотизм, даже, пожалуй, преступный идиотизм. Кому мы хотим что-то доказать? Террористам? Им никогда ничего не докажешь. Я повторюсь: это не люди, и с ними на человеческом языке говорить не о чем. Они понимают язык пули.

А что касается всего мира, который якобы смотрит на Россию, - почему мы должны всегда кому-то что-то доказывать? Вот два примера. Сразу после теракта одна моя знакомая школа чуть ли не в полном составе отправилась в выходные на экскурсию на электричке. Я в ужасе спросила, не сошли ли они с ума. И учителя гордо ответили: "Мы должны всем доказать, что мы не боимся". А другая учительница рассказала, что их сгоняли на митинг против террора на Дворцовой площади. Именно сгоняли - сказали, что если кто не пойдет, урежут зарплату. Кому это нужно? Тому, кто на человеческом горе делает себе политическую карьеру? Мол, я такой хороший, я организовал митинг против террора, я громче всех кричал. Здесь не кричать нужно, а сдавать кровь для жертв, как делает множество людей по всей стране, не афишируя свой подвиг.

Неосведомленность, даже, пожалуй, дремучесть людей поражает. Пусть это цинично звучит, но я знаю, куда делись исчезнувшие дети. Они сгорели. Ведь температура возле очага взрыва и возгорания была такова, что ткани распадались на молекулы. Мы в Израиле с этим сталкивались не раз. Кричать о том, что где-то скрывают тела погибших или прячут выживших - это какое-то дикое средневековье.

Нас всех, постсоветских людей, губит ложное сознание того, что мы живем в великой стране, что горстка хороших людей может победить орду плохих. "Великая страна" не может обеспечить безопасность своих граждан, которые погибают в небе, в метро, в школе, просто на улице. Но не думайте, что в Израиле придумали какие-то совершенные методы борьбы с терроризмом. Израиль много лет пытается предотвращать теракты, но террористы становятся все изощреннее. Мой личный совет прост: не надо следить за всей страной и кормить огромную армию госбезопасности. Нужно быть бдительнее каждому. Каждому! Если вы увидели подозрительное лицо - сообщите о нем немедленно. Не ездите в метро. Не садитесь в автобус. Пусть маршрутка на 10 человек дороже, но она безопаснее. Мы с дочерью за 8 лет жизни в Израиле ни разу не были в Иерусалиме. Не потому, что не хотели или это дорого, - это опасно".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах