В материалах "Скверная история" и "Милиционеры били женщин ногами" ("АиФ-Петербург", N 10, 2003 г.) мы рассказывали о моральных и физических страданиях людей, живущих на Дибуновской улице. Рядом с домами 61-65, на месте, где в XVIII-XIX веках располагалось кладбище, ЗАО "Концерн "Градстройконсалтинг" (ГСК) начал строить 24-этажный дом. А 25 февраля, когда жители (в основном пенсионерки), протестующие против строительства, вышли на улицу, сотрудники милиции их просто избили.
С тех пор прошло четыре месяца. Что изменилось?
Визит "журналистов"
Градостроительный регламент, согласно которому на Дибуновской допускается возведение 24-этажного дома, был принят Комитетом по градостроительству и архитектуре (КГА) с нарушением статьи 18 Градостроительного кодекса РФ (о правах граждан участвовать в подготовке решений) и статьи 69, п. 2, Устава Санкт-Петербурга (об официальном опубликовании нормативных правовых актов). Кроме того, согласно Земельному кодексу РФ, принятие регламента вообще не отнесено к компетенции КГА.
11 июня в Куйбышевском федеральном суде рассматривалось заявление Татьяны Лободы и Валентины Яковлевой об обжаловании решения КГА. Но еще до суда произошла прелюбопытная история. В дом к Лободе наведались двое молодых людей, представившихся журналистами газеты "Смена", Илоной и Сергеем. Подробно обо всем расспрашивали. Татьяну удивила осведомленность пришедших обо всех перипетиях дела. "Откуда вы все знаете?" - "Такая у нас профессия. Мы все знаем - и где учатся ваши дети, и даже какой у них размер ноги". Надо сказать, в "Смене" действительно работают журналисты с такими именами. Но когда мы обратились к редактору криминального отдела Сергею Андрееву, выяснилось, что, как мы и полагали, это были вовсе не "сменовцы".
После этого "журналисты" позвонили адвокату заявительниц Евгению Баклагину и зачем-то сообщили ему, что заявительницы в суд не явятся. А еще через несколько дней "Сергей" встретился с Баклагиным, представился на этот раз уже сотрудником ГСК и предложил ему взятку - за то, чтобы адвокат затянул процесс. Баклагин отказался. Впрочем, это, к сожалению, ничего не изменило.
Судебная казуистика
Производство по делу было прекращено. Почему? По мнению суда, КГА не является органом государственной власти, а является исполнительным органом, и обжалование его действий в данном случае не предусмотрено законом. То есть в роли ответчика должен был выступить лично глава комитета Олег Харченко. Вот и вся причина.
Истицы и их адвокат с решением суда, естественно, не согласны и уже обжаловали его в горсуде. "Суд, по-видимому, не желает рассматривать дело и по надуманному поводу прекратил производство, - полагает Евгений Баклагин. - Ведь Закон о структуре администрации Санкт-Петербурга говорит о том, что КГА является исполнительным органом государственной власти. Исполнительный, но не государственный - это же просто казуистика!"
По мнению адвоката, перспективы дальнейших судебных разбирательств неплохие. Но время уходит, может начаться строительство. И в этом смысле затягивание процесса крайне выгодно ГСК.
Сама себя высекла
В выписке из медкарты, выданной Татьяне Лободе, сказано: "ушибы и гематомы левого бедра, правого плеча, кровоподтеки обеих предплечий". За сухим медицинским диагнозом стоит картина, которую не забудет никто из тех, кто оказался в то утро на Дибуновской: заместитель начальника 25-го отдела Дмитрий Ионов и замначальника Приморского РУВД Михаил Гусев, зачем-то сорвав с женщины одежду по пояс, повалили ее на снег и начали избивать. Били руками и ногами. Потом надели наручники и увезли в отдел милиции.
1 марта пострадавшие обратились с жалобой на действия сотрудников милиции в прокуратуру Приморского района. Однако до суда пока дошло другое дело - об административном правонарушении (организация несанкционированного митинга), в котором обвинялась Лобода. В конце марта оно было передано мировому судье судебного участка N 163 Приморского района. Производство по делу было прекращено.
На том суде милиционеры высказали свою версию событий 25 февраля. По их словам, детский врач с 30-летним стажем, доцент Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии Татьяна Лобода: сама билась головой о машину, раздевалась, садилась в сугроб. И радетельным стражам порядка пришлось надеть на нее наручники, чтобы уберечь от дальнейших ушибов. Куда там Гоголю с его унтер-офицерской вдовой...
Бесчестие мундира
Райпрокуратура не увидела ничего противозаконного в действиях сотрудников милиции и вынесла отказ в возбуждении уголовного дела. В ходе проверки заявления были опрошены милиционеры, представители ГСК, потерпевшие, но в прокуратуру не вызвали ни одного свидетеля избиения женщин.
О нравах, царящих в Приморском РУВД, писали не только мы - многие питерские газеты. Какие только истории не всплывали на свет! И пытки, которым подвергся мальчик-азербайджанец в 34-м отделе (милиционеры лили из чайника кипяток на голову и спину, а после изнасиловали резиновой дубинкой), и совершенное сотрудниками 44-го отдела групповое изнасилование 18-летней девушки, и издевательства над врачом ВМА в 35-м отделе. И другие не менее жуткие истории. Однако прокуратура Приморского района все эти годы, вместо того чтобы изобличать отморозков в форме, покрывает их.
После публикации "Милиционеры били женщин ногами" мы надеялись получить какой-то отклик. От начальника 25-го отдела, или из Приморского РУВД, или из Управления собственной безопасности ГУВД. Зря надеялись. Высокие чины в очередной раз делают вид, что "ничего не было". Возможно, думают, что "защищают честь мундира". Не понимая, что на самом деле защищают милицейское бесчестие.
Остается уповать на то, что борьба с оборотнями в форме, начавшаяся на прошлой неделе в Москве, коснется и Петербурга. И в первую очередь - Приморского района.