Пока одни чиновники громко умиляются подаркам типа трехсот финских яблонь на выселках, другие сквозь пальцы смотрят на уничтожение зеленых насаждений в историческом центре Петербурга. Нет в городе района, где в угоду строительства чего-нибудь нужного народу - будь то фешенебельный жилой комплекс или торговые павильоны в стиле "парниковой архитектуры" - не вырубались бы старые деревья. И отнюдь не только тополя идут под топор - нелегко выживающие в нашем климате и в нашем смоге благородные липы, дубы, вязы падают, чтобы освободить место для очередного человеческого творения.
Парниковый эффект
Выражение "парниковая архитектура" появилось относительно недавно. Так стали называть торговые павильоны, как правило одноэтажные, которые толщиной капитальных стен не блещут, зато остеклены на славу - поэтому и похожи на здоровенные стационарные теплицы пригородных хозяйств. Такой "парник" хорошо вписывается в новостройки, но будучи поставленным в историческом квартале, а тем более - на улице, вызывает в лучшем случае раздражение, потому что дико выглядит на фоне благородной, пусть и обветшавшей архитектуры имперского города. С единичными случаями постройки таких павильонов у нас обычно если и воюют, то только местные активисты.
Но вот прошел слух, что Большой проспект Васильевского острова, образцовый бульвар старого города, неоднократно реконструированный, но сохранивший свою уникальную ширину, дававший тень своими мощными деревьями и людям, и домам, - что этот зеленый оазис будет застроен такими же "парниками". Естественно, что для новых павильонов должно быть расчищено место - и для этого будут вырублены деревья. Понятно, что больные деревья положено вырубать, этим и отличаются культурные насаждения от диких. Но так же понятно, что для строительства будут вырублены и прочие, которые попадают в зону сноса. И ведь строительство уже вовсю идет, бульвар начинает покрываться заборами, а один "парник" уже сияет на солнце своими стеклами.
Письма, содержащие крайне тревожащие факты, во все инстанции и во все СМИ рассылают жители Большого проспекта, которые не желают лишаться бульвара. Их совершенно не утешают заверения застройщика, фирмы "Просперити", что в новом виде бульвар будет неотразим. Цитируем выдержки из текста, написанного "Просперити" в защиту своей деятельности: "Сегодня на Большом проспекте все магазины - это прошлый век. Мы предлагаем совершенно новый уровень. Давайте почувствуем себя достойно, будем жить в достойной обстановке: Позорных магазинов и забегаловок, чего так боятся жители, не будет: Пивнух, где будут алкоголики, на Большом проспекте не будет:" Справедливости ради следует добавить, что "Просперити" обещает не только бутики и автосалоны на бульваре, но и обязуется вывозить мусор, ухаживать за газонами, которые раскатают взамен старых, и оборудовать подсветку бульвара.
Можно ли жить в музее
Самое забавное, что организация, по проекту которой и строит "Просперити", понятия не имела о том, что проект, сданный еще два года назад и действительно представлявший собой концепцию реконструкции Большого проспекта с сохранением бульвара, реализуется. Региональный архитектурно-художественный фонд, разработавший концепцию, не участвовал в дальнейшем проектировании, не имел возможности вести авторский надзор, поэтому сегодня его сотрудники неприятно удивлены тем, что имя фонда сейчас на слуху у каждого василеостровца, причем отнюдь не с позитивным оттенком. Фирма "Просперити" заказала фонду концепцию - это правда. Концепция была разработана, сдана заказчику и согласована с необходимыми инстанциями - это тоже правда. Но от общей концепции до начала рытья первого котлована необходимо провести множество работ, изысканий, согласований, к которым обязательно должен быть допущен автор концепции. А вот этого уже не было. Все, что делала фирма "Посперити" с концепцией, превращая ее по мере своих сил и способностей в рабочий проект, Региональному архитектурно-художественному фонду неведомо.
Не известно даже точное количество злополучных павильонов. Одни говорят, что их должно быть четыре, другие - что двадцать, "Просперити" пишет, что меньше двадцати, а по некоему плану, который кто-то где-то видел, их аж 23. А еще вдруг выясняется: павильоны-то временные, сроком на 3 года. Допустим, через три года их снесут. А срубленные деревья враз вырастут снова?
Трудно призывать совершенно не изменять облик исторической части Петербурга, потому что пару веков назад горожане жили иначе, у них были другие потребности, и практически музеефицировать весь центр невозможно, ведь там живут и работают люди. Но негоже и рубить сначала деревья и рыть котлован, а потом уже выяснять, можно это было делать или нельзя. Раз Петербургу перевалило за триста и он признан историческим городом, все работы, проводящиеся в его исторической части, должны вестись особо грамотно. Очень удобно валить все на жителей-психопатов, которые якобы от безделья любят протестовать и держатся за каждое усыхающее дерево.
Смотрите также:
- Кто защитит Петербург? Дмитрий Литвинов – об охране культурного наследия →
- Устали сами от себя. Александр Сокуров о том, кто защитит город →
- ...Стеклопакеты - вне закона? →