Лето кончилось, горожане вернулись из отпусков и с дач, и по городу снова не проехать из-за пробок. Одним из решений транспортной проблемы должны стать новые переправы через Неву. В первую очередь связывающие Васильевский остров с центром и Петроградской Стороной. Тем более что мост Лейтенанта Шмидта нуждается в срочной реконструкции и через год будет закрыт.
Раздвоение моста
Построенный в 1850 году, мост Лейтенанта Шмидта был реконструирован в 1938-м. Тогда полностью заменили все конструкции пролетных строений и разводной механизм. Причем при строительстве нового пролета впервые в стране были использованы цельносварные металлические конструкции. Однако из-за отсутствия опыта строители несколько ошиблись в выборе марки стали. Конструкции получились недостаточно жесткими и сегодня не выдерживают возросших транспортных нагрузок. В итоге, по образному выражению директора "Мостотреста" Юрия Петрова, мост как бы "раскорячивается". Его постоянно укрепляют, но пролетные конструкции требуют полной замены. Кстати, старый пролет, разобранный шестьдесят пять лет назад, увезли в Тверь и использовали для строительства моста через Волгу, который исправно служит до сегодняшнего дня.
Необходимо менять и каменные опоры моста, которые до сих пор стоят на деревянном фундаменте середины позапрошлого века. Их реконструкция 39-го года не коснулась. Мало того, проезжую часть тогда расширили, а опоры не укрепили. И сегодня они попросту раскалываются. В общем, мост надо разбирать и строить на его месте новый.
Однако просто взять и закрыть мост невозможно - город задохнется в автомобильных пробках. Поэтому специалисты склоняются к следующему варианту реконструкции. Рядом с мостом возведут временные опоры, на них установят новые пролетные конструкции и переведут туда транспорт. После этого разберут существующий мост, построят новые опоры и надвинут на них новый пролет. Сейчас идет разработка проектной документации. Сама реконструкция начнется в 2005 году и продлится два года.
Дворцовый ремонтируют на ходу
Несколько в лучшем состоянии, но тоже далеко не идеальном, находится Дворцовый мост, построенный в 1916 году. В основном это касается разводной части переправы: проржавели балки, ослабли крепления осей вращения разводного пролета. Год назад из-за неравномерной загрузки разрушилась часть зубьев одной из шестерен разводного механизма. Тогда аварию удалось быстро ликвидировать. Однако вероятность новых ЧП по- прежнему велика.
Весь этот год специалисты "Мостотреста" ведут работы по укреплению металлоконструкций Дворцового моста. Ситуация осложняется тем, что ремонт можно проводить, только когда мост разведен, то есть не более трех часов в сутки. К тому же работа связана с риском для жизни. Пока рабочие успели установить только 6 из необходимых 12 балок, усиливающих конструкции разводного пролета.
Однако все это направлено только на поддержание моста в рабочем состоянии. По утверждению специалистов "Мостотреста", Дворцовому необходим капремонт. Причем сделать его необходимо до того, как начнется реконструкция моста Лейтенанта Шмидта.
Тоннельный вариант
Однако ни реконструкция моста Лейтенанта Шмидта, ни капремонт Дворцового не улучшат транспортную ситуацию. Уже сегодня мосты, связывающие Васильевский остров с центром и Петроградской Стороной, загружены на 120-130%. Через два года, по прогнозам специалистов, этот показатель увеличится еще процентов на двадцать. И тогда транспорт здесь встанет окончательно. Выход только в строительстве новых переправ.
Наиболее перспективным считается строительство тоннелей. Рассматриваются два варианта. Первый - строительство тоннеля под Большой Невой с выходами на набережную Екатерингофки в районе Гутуевского моста и в створ Наличной улицы. Стоимость этого проекта оценивается в 9,8 миллиарда рублей (N 1 на схеме). Второй вариант - строительство тоннеля от северной набережной Екатерингофки до западной набережной Васильевского острова с выходом на улицу Нахимова (N 2), это обойдется значительно дороже - 13,2 миллиарда рублей (для сравнения: строительство кольцевой дороги оценивается в 60 с лишним миллиардов рублей). Зато он выглядит более логичным, поскольку в будущем этот тоннель может стать частью Западного скоростного диаметра, связывающего южные и северные районы города. Однако самостоятельно городскому бюджету эту стройку не потянуть.
Значительно дешевле обойдется строительство моста в створе 23-й линии у Горного института через Большую Неву (N 3). Его стоимость составляет 2,5 миллиарда рублей, всего лишь в два раза больше, чем реконструкция моста Лейтенанта Шмидта. Однако его появление затруднит ночную проводку судов. Именно в этом месте корабли накапливаются в ожидании разводки мостов. А если место сбора отодвинуть в залив, то снизится количество судов, которые успеют пройти по Неве.
Необходим и еще один мост, связывающий Васильевский остров с Петроградской Стороной. Предполагается, что он, пройдя через остров Серный, свяжет Уральскую и Новоладожскую улицы. Вместе с переправами через Большую Неву он позволит связать сквозной магистралью набережную Обводного канала и набережную Адмирала Лазарева.
Однако все это планы не завтрашнего дня. А пока нам придется помучиться в пробках.
Кстати
Мост Лейтенанта Шмидта (бывший Благовещенский, а потом Николаевский) начали строить в 1842 году по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза. Это был первый постоянный мост через Неву Петербурге. Дело по тем временам новое, а потому ответственное. Существует легенда, по которой император Николай I, ознакомившись с инженерным проектом, повелел повышать Кербедза в звании за каждый построенный пролет моста. Сообразительный инженер тут же доработал проект и увеличил количество опор с пяти до восьми. Как бы там ни было, начиная строительство в звании капитана, завершал его Кербедз уже в генеральском чине.
Смотрите также:
- Скрепляя берега. Петербургская компания строит мосты родному городу →
- Транспорт уведут под землю →
- Неюбилейная стройка →