Педагогическая башня с высоты полета птицы

   
   

Шел открытый урок литературы по рассказам В. Астафьева. Учительница проникновенно говорила о сострадании и любви к людям. В финале, для подведения итогов, она попросила учеников назвать главные качества человека. Дети почему-то молчали. Учительница варьировала вопрос так и этак, пока наконец один догадливый мальчишка не сказал что-то о чистоте помыслов и душе. Присутствующие коллеги облегченно вздохнули: цель урока была достигнута, дети "прониклись". После анализа урока, который мы единодушно оценили на "отлично", я увидела на остановке тех же ребят. Ну, каждый, наверное, знает, как выглядит на улице стайка веселых семиклассников - какая уж там чистота помыслов! Выходит, КПД школы оказался равен нулю. Отчего?

Современная школа напоминает мне великана на глиняных ногах, которого ветры реформ постоянно кренят то в одну, то в другую сторону, и никак он не найдет постоянную точку опоры. Кроме фундаментального перекоса в финансировании и зарплатах особенно бросается в глаза несколько отклонений.

Багаж знаний?

По идее школа должна готовить ребенка к сложной будущей жизни, на деле же весь учебный процесс отучает от восприятия реальности. Ученику надо иметь представление о Земле, на которой он живет, - ему урезают уроки географии; он должен знать, какие процессы происходят в его теле после съедения десятого чупа-чупса, - вместо этого он изучает эмоции кольчатого червя. Ему надо видеть, как родится хлеб, - его пинком загоняют в высшие математические эмпиреи, вернувшись из которых он не может назвать дерево, мимо которого десять лет ходит в школу. А уж такая важнейшая наука как человеческие взаимоотношения!..

Великолепный практический материал предоставляет литература: Лев Толстой, например, в финале второго тома "Войны и мира" подробно объясняет причины некоторых роковых ошибок семнадцатилетних. Но учителям, заложникам программ, важнее пресловутые завязки, кульминации и умение детей чирикать по писаному. Так что выходят наши дети из школы совершенно не способными воспринять этот сложный и прекрасный мир.

Благополучные троечники и несчастные ботаники

Один затурканный учителями отличник однажды позавидовал ученикам с ЗПР (для непосвященных: ЗПР - задержка психического развития). Учащихся таких классов не особо напрягают на уроках, качества знаний с них никто не спрашивает. Экзамены они сдают по облегченной схеме, а их аттестат за 9-й класс ничем не отличается от обычного. Совсем другая жизнь у отличников. Зачастую они не столько учатся, сколько обслуживают пристрастия предметников: то рисуют Исаакиевский собор для истории города, то пишут километровый трактат о Ньютоне. Отличников для повышения престижа школы постоянно таскают на различные олимпиады - в воскресенье на свои деньги они обязаны ехать в другой конец города, в течение четырех часов париться над сложнейшими заданиями и в лучшем случае получить за этот адский труд в конце года отпечатанную на ксероксе грамоту. И никто не поощряет их даже бесплатными завтраками, хотя давно доказано, что главное национальное достояние любой страны - умные, талантливые дети. В школе до того стало немодно напрягаться в учении, что появилась кликуха "ботаник" - для спокойных, старательных ребят.

Бедный, бедный Йорик

Идет педсовет в обычной средней школе.

Директор: "Классные руководители, вы должны организовать ремонт своих кабинетов. Запомните, вы не просто урокодатели, вы отвечаете за сохранение и развитие материальной базы школы".

Завуч: "Классные руководители, вы неаккуратно заполняете журналы, наведите порядок в личных делах, просчитайте (!) в них количество печатей, сдайте к завтрашнему дню отчеты об успеваемости, не забудьте вычислить процент качества знаний".

Организатор воспитательной работы: "Классные руководители, отчитайтесь об экскурсиях за четверть, подайте тематику классных часов к завтрашнему дню".

Завхоз: "Классные руководители, организуйте уборку территории около школы, но учтите: метел в школе нет!"

Медсестра: "Классные руководители, через день подайте списки ваших классов в двух экземплярах с указанием адреса и возраста детей".

Библиотекарь: "Классные руководители, подготовьте списки учебников, купленных родителями, и потребуйте книги с должников".

Бедные классные руководители только тихо попискивают на своих местах - получают они за свое классное руководство в лучшем случае 400 руб., а отказаться от него не могут, потому что в трудовом договоре есть очень милая формулировка о том, что учитель не имеет права отказаться от воспитательной работы в школе. Не объясняет эта туманная фраза, является ли подача разнообразных списков частью воспитательной работы или входит в обязанности секретаря. Конечно, в таких условиях говорить о какой-либо качественной воспитательной работе не приходится. Ушел в прошлое образ спокойной, доброй учительницы.

Смотрите также: