aif.ru counter
32

Урок для рук

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 10/04/2002

Родители нынешних школьников могли бы рассказать своим деткам, как они маялись на уроках труда. Не то чтобы там было трудно - нет, это было бездарное времяпровождение.

Школьный труд - бессмысленный и беспощадный

Один знакомый рассказывал, как "трудовик" выдавал мальчишкам по куску металла и по напильнику. И они из урока в урок должны были грызть железяку напильником, чтобы придать ей форму молотка. В мастерской были станки, на которых эту зэковскую работу можно было сделать за несколько минут, но "трудовик", вероятно, имел тайное задание приучать детей к смирению. Другой мой приятель на уроках труда копал яму в школьном подвале - там хотели сделать тир. В этот подвал потом школа чуть не провалилась, дав здоровенную трещину. А третий подметал мусор под станками, потому что был слишком близорук для фрезеровщика. Девочки шили ночные рубашки. Судя по выкройкам, изделия эти предназначены были для смертельно больных, когда уже все равно. Шить научились далеко не все ученицы, но многие возненавидели это занятие от всей души. То же - с варкой макарон и сервировкой стола. Если девочка не сирота, она все эти премудрости усваивала дома на кухне от мамы и бабушки, а в школе отбывала повинность.

Мне лично повезло с трудом, когда выяснилось, что УПК (учебно-производственный комбинат) в порядке исключения дает нашей филологической школе только специальности стенографистов и машинисток. Это действительно пригодилось. Зато выпускники других школ с ужасом рассказывали про свои фрезерно-токарные экзерсисы. Установка свыше - всех десятиклассников выпустить из школы с рабочей специальностью - выполнялась тупо и бесстрастно.

Лишь бы не было судимости

Сейчас ситуация изменилась. Учителя получили возможность подгонять программу под интересы учеников и давать им то, что они действительно хотели бы получить. Увы, учителей в нашем городе катастрофически не хватает. В школах настала относительная свобода в идеологическом смысле, но зарплата (не более полутора тысяч рублей) эти свободы сводит к нулю. Особенно это касается учителей труда для мальчиков, все они убежали обратно на заводы.

Как говорят в Комитете по образованию, в городе не хватает 80 "трудовиков". Многие "трудовики" - люди немолодые, такая же ситуация и в "женском труде". Николай Жигунов, методист из Университета педагогического мастерства, курирующий трудовое обучение, говорит, что раньше существовало негласное правило - брать "трудовиками" всех желающих, лишь бы у них не было судимостей. Теперь от соискателя все-таки требуется высшее образование, правда, любое. Среди тех, кто преподает в школах труд, и архитекторы, и режиссеры, и журналисты, и инженеры, даже один бывший кагэбешник работал. Настоящих педагогов, которых готовит Педагогический университет, - не больше 15%. В одной школе труд преподает по совместительству физрук, поэтому все классы красят гири, ремонтируют шведские стенки и штопают спортивные штаны.

Труд не должен быть в тягость

УПК существуют и поныне, и теперь там есть возможность выбирать: не хочешь получать слесарные навыки - работай с деревом, не нравится дерево - копайся в компьютерах. Да хоть потолки бели - на ремонте потом сэкономишь. Но есть и школы, где на уроках учат тому, что каждому пригодится в быту - устранить несложную неисправность в утюге, ввинтить шуруп в панельную стену, починить развалившийся выключатель. На такие занятия забегают и девчонки, удирая от своего шитья. В школе ≤ 312 учитель Николай Ботов так сумел организовать свои уроки, что самые безрукие дети начинают находить в себе трудовые резервы. Один папа хвастался: "Возился с машиной, так сын говорит - ты не так ключ держишь. Дай, мол, я покажу, как удобнее".

Есть и другие разновидности труда. Мы заглянули на урок к пятиклассникам 490-й школы - это называлось "художественный труд". Из подручных материалов дети делали занятные вещи. Например, картины из толченой яичной скорлупы. Или птиц из бумаги. Могут туесок сплести. Могут маленький гобелен соткать. Они делают красивые вещи в народной традиции и заодно развивают мелкую моторику, чтобы пальцы были послушные. Но молодая учительница Инна Иваненко окончила герценовский художественно-графический факультет, то есть она прежде всего художница. А где выпускники профильного факультета? Как сетуют методисты, молодые учителя после факультета технологии и предпринимательства (который раньше назывался индустриально-педагогическим) предпочитают зарабатывать именно предпринимательством.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах