Три года назад петербургский учитель истории Игорь Карачевцев стал лауреатом всероссийского конкурса "Учитель года". Сейчас лавры пожинает коллега Карачевцева Сергей Букинич из 116-й гимназии.
Враг стереотипов
Тоже из Питера, тоже историк из гимназии, тоже совсем не старый, тоже мужчина, в конце концов, - как много общего в двух лауреатах! И как много различий. Если Игорь Альбертович - воплощение некоей милой учительской академической старомодности (в его-то возрасте), то Сергей Александрович - антиучитель. Это не он придумал, так его назвали в Академии постдипломного педагогического образования. Букинич вспоминает:
- Я принимал участие в педагогическом мастер-классе, который проводила академия в 166-й гимназии у Карачевцева. И когда один из мэтров преподавания истории назвал меня "антиучителем", все даже переполошились - как будто обругал. Но, оказывается, меня похвалили - мол, я ломаю привычные учительские штампы, веду себя не так, как учитель, преподаю не так, как учитель. Хотя по диплому я именно учитель - закончил исторический факультет Герценовского педагогического университета.
Как мог "антиучитель" стать лауреатом самого крупного педагогического конкурса страны? Видимо, что-то в нашей школе все-таки меняется. Консервативные представления об учительской профессии отходят в прошлое, на их место приходят какие-то другие. Шутка ли: ведь Букинич стал в свое время и лауреатом "Золотого Остапа" - в составе трио из знаменитой в середине 90-х годов радиопередачи "Трое в лодке". Неистощимый на выдумки острослов, кавээнщик со стажем - к такому учителю наша средняя школа относится пока еще довольно настороженно. При этом Сергей Букинич был еще и методистом в Приморском РОНО - а считается, что методисты и учителя сделаны из совершенно разного теста. В общем, сплошное противоречие и совмещение несовместимого.
Школа без мужчин
И при этом - профессионал. Несмотря на свое крайне неоднозначное отношение к ЕГЭ (Букинич видит в нем больше недостатков, чем достоинств), он ухитрился вырастить выпускницу, которая из 100 баллов на ЕГЭ по истории набрала все сто. Анна Байдакова, закончившая школу в этом году, показала результат неслыханный.
Во втором туре конкурса "Учитель года" было задание - "Миссия учителя". Букинич просто упарился с этой миссией: столько их, озвученных разными поэтами, общественными и политическими деятелями за последние двести лет, - и ни одной реальной на сегодняшний день. Миссия есть, а в школу молодые учителя, закончившие профильный вуз, не идут! Тем более - мужчины. Сергей Букинич полагает, что здесь мало высокой зарплаты:
- Вы сегодня дадите мне зарплату выше, чем вчера, а через пару месяцев у меня поменяются потребности и мне опять станет мало. Не в деньгах дело, хотя в них тоже. Юноша, который учится в педагогическом вузе, меньше всего хочет работать в школе - вот такая у него изначальная установка. Он не понимает, что ему делать в школе. В нем не вызвали желания работать учителем. А в вузе он просто учится - диплом получает. Мало ли куда он потом с ним пойдет работать! Нынче молодые люди уверены, что учить детей должны женщины. Не все так думают, но в большинстве. И это данность. И что с этим делать - я пока не знаю. Когда я пришел работать в эту гимназию, здесь было мужчин-учителей на футбольную команду с запасным. Теперь их нет!
Это - не всё!
Самое тяжелое в учительской профессии, по мнению Сергея Букинича, - это оставлять своих учеников. Когда он расстался со своим первым выпуском, который он вел с седьмого по одиннадцатый класс, то ощутил страшное опустошение. Он поставил песню своего любимого Юрия Шевчука "Это всё", слушал ее без конца и пытался понять, как жить дальше. Первого сентября он пришел в школу как бы нехотя, но увидел глаза нового класса и понял: это - не всё. И хотя он не может забыть своих "первенцев", нынешний 11-й класс он тоже очень любит, хотя и отрицает это:
- Всех любить - это никого не любить. Или полностью сгореть, чего я тоже не хочу. А любимчиков в классе заводить - это не по мне. Я всех их очень ценю, они мне очень дороги, но любовь? Нет, это другое.
Если спросить учеников Букинича, что за человек их классный руководитель и историк, они не задумываясь говорят: "Он не такой, как другие! С ним можно общаться как со старшим товарищем, как с другом, он никогда не поучает, не смотрит на нас свысока". При этом панибратства, которое довольно легко может возникнуть в такой ситуации, нет. Обожание - но с уважением. Когда Сергей уехал на конкурс в Челябинск, ему каждый день слали "эсэмэски" с пожеланиями успехов и просьбами возвращаться скорее, причем часть посланий были анонимными - не чтобы отметиться перед учителем, а по зову сердца.
А чтобы ребята не обижались на долгое отсутствие своего учителя, первое, что сделал усталый Букинич, явившись из Москвы в обнимку с "Хрустальным пеликаном", - это явился в школу. Ему очень важно было в этот день быть со своими - с учениками, с коллегами, в стенах той школы, где он сформировался как учитель. Ребята к его возвращению - и заодно ко Дню учителя - сыграли водевиль по пьесе графа Соллогуба. Букинич этот водевиль уже видел, но смеялся, как в первый раз. А в школьном вестибюле, когда он прощался со своим классом, - ребята шли домой, а Букиничу надо было вернуться к коллегам, - одна девочка выпалила: "Вы ведь от нас не уйдете?" Дети боятся, что "звездный" учитель начнет колесить по стране, принимая приглашения выступить то там, то здесь. На что Букинич твердо ответил: "Я буду с вами!"