Может ли урок быть веселым и озорным, а школа - превратиться в театр?.. Может, решили в театральной студии "На Счастливой" и 282-й школе Кировского района. Вот уже 15 лет в начальных классах здесь действует программа "Школа творчества".
Учиться надо весело
Детской самодеятельностью сегодня никого не удивишь. Во многих школах с помощью педагогов ребята ставят спектакли, участвуют в конкурсах и фестивалях. Они - гордость школьного руководства. Но любой школьный театр существует в отрыве от учебного процесса. В отличие от них, "Школа творчества" - это попытка совмещения школьной рутины и театральной атмосферы, где творчество не дополняет, а переводит учебный процесс на иной уровень.
"Начало школьной жизни для ребенка - тяжелый период, - говорит руководитель театральной студии "На Счастливой" заслуженный работник культуры Станислав Розен. - Первый класс - это своего рода рубеж, ступень перехода из детства во взрослую жизнь. Ребенку надо помочь адаптироваться к новому состоянию. И театр в этом смысле - уникальное подспорье. Ведь что может быть естественней для детей, чем игра? В свое время в школе наши идеи встретили с пониманием, и вот уже пятнадцать лет, каждый год, один из первых классов приходит к нам учиться".
Никакого специального отбора в театральный класс нет. Никаких особых творческих задатков не требуется. Самые обычные дети. Здесь не готовят будущих актеров и режиссеров, а лишь помогают ребятам учиться. Для этого один раз в неделю театральный класс в полном составе занимается не в школе, а в театральной студии.
"Благодаря студии, у ребенка возникает образ школы, которая умеет быть разной: и серьезной, и веселой. Школы, в которой взрослые и дети становятся членами одной команды, - говорит преподаватель начальной школы Валерия Сырова, выпустившая уже несколько театральных классов. - В обычной школе ребенок изо дня в день, на всех предметах играет одну и ту же роль - роль ученика. Учитель учит - ученик выполняет задания. И зачастую к концу начальной школы дети теряют к ней интерес. Театральная студия разрушает однотипность школьного процесса. В студии реализуется стремление ребенка к игровым формам общения. Оставаясь частью школьной жизни, эти занятия реализуют извечную мечту ребенка о "другой" школе, о том, что учиться может быть весело".
Занятия для будущих Цезарей
В студийный день помимо обычных предметов ребята постигают азы театральной техники. Банальная пятиминутная разминка "наши пальчики писали, наши пальчики устали" превращается в целое занятие, развивающее пластику движений. Обычный урок чтения - в разучивание скороговорок, пропевание гласных и обучение в игровой форме технике дыхания. На уроке, который называется "Слово", педагог читает детям вслух, а они в это время что-то рисуют. Не важно что, главное - они, как Юлий Цезарь, учатся одновременно делать два дела. Во взрослой жизни это обязательно пригодится, например, чтобы в старших классах конспектировать урок.
И, конечно, репетиции. В первом классе ребята разучивают коротенькие сценки, в четвертом уже ставят полноценные спектакли. "Обычно мы договариваемся с классным руководителем о какой-то сквозной теме, - говорит Станислав Розен, - а потом в течение года разыгрываем ее: пропеваем, протанцовываем, прорисовываем. Например, если мы задумали спектакль "Кошкин дом", то на уроке, который у нас называется "Палитра", ребята рисуют костюмы и декорации, а на вокальных занятиях разучивают музыкальные номера".
Студийная жизнь у ребят заканчивается с переходом в среднюю школу. Но и четыре года театральных занятий дают поразительные результаты. "Как правило, в театральных классах успеваемость выше, чем в обычных, - утверждает Валерия Сырова. - В средней школе учителя в один голос говорят, что у наших выпускников хорошо развита образная речь, они легко справляются с творческими работами, коммуникабельны, активны на уроках. Всем хорошо знаком типаж ученика, отвечающего урок или читающего стихотворение по стойке "смирно", или же, напротив, не знающего, куда деть руки. Наши выпускники по-хорошему раскованны. Для них характерен интерес к знанию, поскольку они привыкли к включению в учебный процесс внеклассного материала, любят экскурсии, внимательно слушают. И еще из них вырастают хорошие читатели - завсегдатаи библиотек".