Во время пожара в общежитии Российского университета дружбы народов в Москве погибли десятки человек. Сотни в тяжелом состоянии находятся в больницах. Реанимационное отделение ожогового центра НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе в Петербурге переполнено без всяких ЧП. Врачи борются за жизнь людей, пострадавших во время бытовых пожаров или обварившихся кипятком. Борются и спасают, несмотря на то что катастрофически не хватает донорской крови и денег на лекарства.
Уснул у батареи
В течение года в Ожоговый центр Института скорой помощи поступает более тысячи пострадавших. Почти половина из них - с ожогами разной степени тяжести от воздействия пламени. Другая половина - обварившиеся кипятком. Две трети пострадавших в момент трагедии были пьяны. "Как ни банально это звучит, но среди них больше всего любителей курить в постели, - говорит руководитель отдела термической травмы института профессор Константин Крылов. - Человек засыпает, папироска падает, постель, мебель или одежда начинают тлеть: Он и так под действием алкоголя, а тут еще мощное отравление угарным газом, поэтому человек окончательно отключается и ничего не чувствует. Сейчас в реанимации лежит пациент - у него рука сгорела. Дотла. Это он так печку разжигал. Первую спичку зажег - не загорелось, и от второй не загорелось. Третью зажег - и уснул. Очнулся уже у нас в реанимации".
Впрочем, для подвыпившего человека опасность таят не только сигареты или печка, но и обычные батареи парового отопления. Ведь для глубокого ожога достаточно десятиминутного воздействия на клетки организма температуры в 46 градусов. Один из пациентов центра уснул, облокотившись на радиатор. Проснулся он от того, что рука побаливает. Пока спал, рука запала за батарею и от ожога отекла. Пришлось вызывать МЧС, чтобы вырезать батарею, а потом "скорую". Врачи надеются, что руку удастся спасти, но она навсегда останется искалеченной. Слишком глубоким оказался ожог.
Коварный газ и кипяток
"К сожалению, к нам очень много поступает пожилых людей, - говорит Константин Крылов. - Типичная ситуация - ожог у газовой плиты. Пожилые часто экономят на всем, даже на спичках. Хотят зажечь дальнюю конфорку и тянутся к ней, не выключая ближнюю. Одежда синтетическая, вспыхивает моментально. А пожилому человеку много ли надо? Кожа истончена от возраста, даже непродолжительное воздействие пламени приводит к сильнейшим ожогам".
Тяжелые ожоги пожилые люди получают, пытаясь принять ванну или душ. Или кран неудачно повернут, или напор воды неожиданно изменится, и льется уже не вода, а кипяток. Реакция у пожилого человека замедленная, быстро вылезти или выключить воду не всегда получается, и если рядом нет родных - трагедия неизбежна.
Чем старше человек, тем сложнее организму справиться с последствиями термической травмы. Тем не менее многих удается спасти. Недавно врачи центра пошли на своеобразный рекорд: выхаживали столетнюю бабушку, получившую обширные ожоги у газовой плиты. Почти получилось. И новая кожа прижилась, и ходить начала, уже готовили ее к выписке. К сожалению, не выдержало сердце.
Сезонные напасти
С приходом зимы в Ожоговый центр поступают "сезонные" пострадавшие. Бич последних лет - пострадавшие от прорывов теплотрасс. В прошлом году в кипяток провалилось 17 человек. Двое погибли. В этом году обварились две девочки пятнадцати и шестнадцати лет. Одна из них в критическом состоянии находится в Военно-медицинской академии. Причем ситуация осложняется тем, что ее родители состоят в секте "Свидетелей Иеговы" и не дают разрешения на переливание крови.
Еще одни сезонные пациенты ожоговых центров - дальнобойщики. Страдают они, как правило, по глупости. Зимой, чтобы двигатель лучше заводился, в дизельное топливо добавляют бензин. За ночь он отстаивается, а его пары заполняют пустое пространство топливного бака. Утром двигатель не заводится, водитель открывает топливный бак, чтобы перемешать топливо, а в зубах сигарета:
Под Новый год ожоговые центры заполняют пострадавшие от петард или бенгальских огней. Иногда достаточно одной искры, чтобы синтетический новогодний наряд Снегурочки или Снежинки вспыхнул ярким пламенем. Часто "скорая" привозит Дедов Морозов, леших и других сказочных персонажей новогодних представлений. Здесь, как правило, не обходится без алкоголя. Выпил раз, другой, третий, спирт попал на ватную бороду, потом Дед Мороз закурил:
Пытки раскаленным предметом
Каждый год врачам Ожогового центра приходится спасать людей, подвергшихся пыткам. Медики говорят, что раньше такого не было, но боевики и фильмы про бандитов сделали свое дело. Этим летом в центре лежала девушка, которой вымогатели утюгом сожгли ноги. Откуда они узнали о том, что она ездила на заработки за границу и привезла крупную сумму денег, неизвестно. Но однажды утром, вскоре после ее возвращения в город, в дверь позвонили. Сказали, что телеграмма. А когда девушка открыла, в квартиру ворвались два амбала и начался кошмар. Отморозки не хотели верить, что накануне она все деньги вложила в покупку новой квартиры.
Сейчас в отделении лежит мужчина с глубокими ожогами более 15% поверхности тела, в основном в самых чувствительных местах. На теле выжжена решетка. Опытным глазом врачи определили, что пытали паяльником. Так это или нет, пострадавший не рассказывает. А медики в расспросах не упорствуют. Многим пациентам неприятно вспоминать подробности происшедшего.
Незадачливый любовник
Истории многих пострадавших могли бы сойти за анекдот, если бы последствия не были так страшны. Байка про человека, отмывавшего унитаз ацетоном, который потом присел "по надобности", закурил и бросил внутрь спичку, - не вымысел, а реальность. Из туалета он вылетел вместе с дверью.
А однажды к доктору Крылову привезли девушку с многочисленными ожогами. Выяснилось, что ее парень решил устроить возлюбленной сюрприз. Набрал утром ванну воды и, еще сонную, отнес ее туда прямо из постели. Но то ли кран испортился, то ли вода, как это бывает по утрам, поначалу текла теплая, а потом все горячее... Так или иначе, девушка из постели прямиком попала в кипяток. К счастью, незадачливый любовник вовремя успел среагировать: ожог был обширным, но не смертельным.
А лечить нечем
Смертность в Ожоговом центре НИИ скорой помощи - на уровне мировых стандартов, не более 10%. И это несмотря на то что реанимационное ожоговое отделение, мягко говоря, нищее. Нет средств на ремонт помещений; в реанимационных палатах, рассчитанных на 6 коек, стоят 14; не хватает медсестер, нет денег на современные лекарства, нет в необходимых количествах донорской крови. "Есть светлые головы и умелые руки врачей, а лечить, особенно тяжелые случаи, часто нечем, - с горечью говорит Константин Крылов. - Выкручиваемся, как можем. Просим помочь родственников, а если травма производственная - предприятия. Все пластические операции после ожогов выполняем бесплатно. Опыт у хирургов накоплен колоссальный, а зарплата мизерная. Поэтому, чтобы удержать специалистов, открыли хозрасчетное отделение по пластической хирургии, не связанное с термическими ожогами". С этого года ожоговый центр перевели в систему ОМС и положение еще более ухудшилось. "Лечение ожоговых травм очень длительное и дорогостоящее. ОМС мы просто не выгодны, - продолжает Константин Крылов. - По действующим нормативам, страховщики на три недели лечения ожогового больного выделяют всего 14 тысяч рублей. Получается, что через 21 день больного надо выписывать, а у него все это время ожоговая болезнь в разгаре. Он по-прежнему нуждается в интенсивной терапии. На тяжелых больных, у которых поражено более 30% кожи, мы получаем дополнительное финансирование из бюджета: около 90 тысяч рублей на каждого. Но и этого не хватает. Необходимый в таких случаях десятидневный курс хорошего антибиотика стоит 30 тысяч рублей. А нужны еще сердечные лекарства, иммуностимуляторы, ферменты, донорская кровь: Когда американцы узнают, сколько мы тратим на лечение тяжелых больных, они не верят, что такое возможно. Там стоимость лечения тяжелых ожоговых травм достигает 500 тысяч долларов. Мы в тех же случаях обходимся суммой в 300 тысяч рублей. Если удается найти спонсора".
P. S. Сегодня в реанимационном отделении Ожогового центра НИИ скорой помощи с многочисленными ожогами головы, туловища и конечностей лежит старшина милиции Олег Гашко. Кроме того, у него тяжелейшая ингаляционная травма. Врачи оценивают его состояние как крайне тяжелое. Помимо интенсивной лекарственной терапии пострадавший нуждается в ежедневном переливании крови. Требуется более 1 литра плазмы в день. Сотрудники Ожогового центра и командование 4-го полка милиции УВО ГУВД, где служит старшина, обращаются к горожанам с просьбой о сдаче крови (группа значения не имеет). Сделать это можно на городской станции переливания крови по адресу: Александро-Невская лавра, наб. реки Монастырки, 1-а (по рабочим дням с 9 до 13 ч.).
Первая помощь при сильных ожогах
До прибытия "скорой" пораженные участки необходимо обязательно охладить. Лучше всего полотенцем, смоченным в холодной воде. Процедуру проводить не менее 10 минут. И только потом наложить любую повязку. Кроме того пострадавшего необходимо напоить содо-солевым раствором (чайная ложка соды и столовая ложка соли на 3 литра воды) или теплым чаем. Это поможет избежать осложнений на внутренние органы, прежде всего на почки, которые возникают при обширных термических поражениях.
Кстати
Первая скорая помощь в Европе была организована после пожара в Венской опере в 1881 году, когда более 300 пострадавших с ожогами лежали у стен театра и никто не смог прийти к ним на помощь. В России первые станции скорой помощи были организованы после Ходынской трагедии во время коронации Николая II.