Чисто конкретное искусство

   
   

Дикая картина предстала перед глазами омоновцев, дверь которым открыл нерасторопный Чебурашка. В квартире творилось черт знает что. Заяц выронил бутылку водки и рухнул на пол. Пьяный поросенок с карамелькой "Чупа-Чупс" в пьяном угаре заливался слезами. Привалившись к стене, с закрытыми глазами стоял Дед Мороз с "розочкой" в руке. Чиполлино мутузил пудовыми кулаками Старика Хоттабыча, мирно собравшегося выпить и закусить шпротой. А Синьор Помидор так треснул Буратино, что у того сломался нос. Так встретили Новый год "братки" в карнавальных костюмах на картине питерского художника Сергея Лемехова.

Классики...

По образованию Лемехов архитектор, закончил Институт имени Репина. Сначала работал по специальности. С 1976 года взялся за карикатуры. С 1991-го оформляет книги. Первая "книжная" работа - повесть "Кайф" Владимира Рекшана. Кстати, в культовой в те времена группе Рекшана "Санкт-Петербург" художник некоторое время играл на бас-гитаре. А еще раньше, в 1967-м, Лемехов играл вместе с Альбертом Асадуллиным, с которым учился на одном факультете. Но музыкальные эксперименты происходили, по словам Лемехова, исключительно в свободное от основной работы время.

Лемехов оформил более 200 книг. Книжки самые разные - и детские, и фэнтези, и детективы, и классика. Одна из последних и очень дорогих Сергею работ - "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Всенародно любимые книги Ильфа и Петрова снабжены огромным количеством ярких, запоминающихся иллюстраций. В той же книжной серии с иллюстрациями Сергея вышли О'Генри и Салтыков-Щедрин, сейчас художник работает над "Мертвыми душами". А впереди Лемехова ожидает работа над иллюстрациями к "Мастеру и Маргарите".

...и современники

Но мы все-таки не об этом, а о других работах Лемехова. В последние годы художник обратился к новым "героям" нашего времени - "браткам", бандитам, киллерам, "новым русским".

- Раньше какие были картины? "Неравный брак", "Не ждали". В советское время - какой-нибудь "Завтрак тракториста". Мне кажется, что и сегодня необходимо продолжать традиции великой русской живописи, в частности передвижников. И по идее мои работы должны висеть в крупных музеях в золотых рамах, - смеется Лемехов.

Каждый рисунок - важный, роковой, может быть, самый главный момент жизни "героев", подсмотренный художником. Так, на картине "Киллеры" где-то на чердаке стоят два душегуба с одухотворенными лицами и смотрят вдаль. Один из них, с жутким шрамом на лице, торжественно объясняет другому, сжимающему в руках дымящуюся винтовку: "Есть такая профессия - людей убивать". Особую прелесть картине добавляет майка с покемоном, проглядывающая из-под "кожака" киллера. На другой, "Не ждали", стражи порядка врываются в бордель и "вяжут" здоровенных, казалось бы сошедших с рубенсовских полотен, голых мужиков. На третьей, "Заказали" (навеянной, по признанию Лемехова, картиной "Покушение на Ленина"), в подворотне только что подстрелили "крутого" бизнесмена. Один охранник бережно поддерживает умирающего, другой стреляет вслед убийце. Из слабеющих рук коммерсанта падают газета "Биржевые ведомости" и стодолларовые купюры.

- Сейчас этих персонажей можно увидеть везде - и в жизни, и на экранах, они стали нашими главными героями, - сетует Лемехов. - С утра до ночи их показывают. Все эти "Бригады"... Молодежи подается чудовищный пример, ежедневное промывание мозгов на неокрепшие души действует чудовищно. Меня еще коробит, что все это преподается романтично, с юморком. Я здесь ничего смешного не вижу.

Криминальная столица

- Вы сами сталкивались с криминалом?

- Дело было в Москве два года назад, накануне Восьмого марта. Я сдал иллюстрации в издательство, получил гонорар. Пошел на Ленинградский вокзал. До поезда было еще долго, и я решил поболтаться по перрону, подышать весенним воздухом. Прямо на платформе на меня напали, избили, отобрали все деньги. До Питера пришлось добираться "зайцем", пересаживаясь с электрички на электричку. В Акуловке коротал ночь среди бомжей в ремонтирующемся вагоне. На морозе, без шапки. Кое-как добрался до дома, поздравил жену... Но нет худа без добра. Я сразу же подал заявку на участие в одном конкурсе и получил премию. Получается, даже выиграл в деньгах.

Вскоре после этого происшествия Лемехов нарисовал комикс. Праздничная, светлая Москва, вся в цветочках и воздушных шарах. И тут приезжает поезд из Питера. Из вагона вываливает толпа убийц и грабителей с автоматами и топорами и устремляется на улицы Москвы. Москвичи в ужасе прячутся и кричат: "Валите домой, в свою криминальную столицу!"

- К вам "братки" не обращались с просьбами написать их портреты?

- Боже упаси!

P. S. 29 марта Сергей Лемехов отметил свой пятьдесят пятый день рождения. Редакция поздравляет художника с этой датой и от души желает ему поменьше "прототипов" для своих работ.

Смотрите также: