В оркестре - отличники

   
   

24 февраля в Большом зале Филармонии состоится совместный концерт Молодежного камерного оркестра и Хора студентов Санкт-Петербургского университета. Два коллектива поздравят таким образом alma mater с 280-летием. СПбГУ - единственный в городе вуз, обладающий, подобно многим европейским и американским университетам, собственным оркестром и хором.

- Кстати, есть еще одна дата - 120 лет назад оркестр в первый раз выступил в зале Дворянского собрания, нынешней Филармонии, - рассказывает художественный руководитель коллектива и дирижер Андрей Алексеев. - Программа концерта построена очень интересно. Во-первых, в XIX веке Александр Бородин играл в университетском оркестре на виолончели, поэтому мы будем играть его "Половецкие пляски". Во-вторых, Андрей Петров написал "Застольную песнь", 24-го состоится ее премьера. В этом тоже есть историческая закономерность, потому что в Университетском оркестре звучали премьеры произведений Антона Рубинштейна, Милия Балакирева. В-третьих, поскольку оркестр часто принимает участие в фестивале "Большой вальс" в Павловске, мы включили в программу несколько произведений Иоганна Штрауса. Ну и, конечно, исполним танго, ведь у нас была целая программа, в которой участвовали настоящие аргентинские танцоры.

- Оркестр состоит из студентов и выпускников. Часто кадры меняются?

- Постепенно меняются. Это же не работа, а порыв души. Кто-то приходит с первого курса и не уходит даже после окончания университета. Кто-то музицирует, только пока учится, а потом - семьи, диссертации и т. д. Как ни странно, многие проявляются курсе на 4-5-м. На вопрос, где были раньше, не могут дать внятного ответа. А другие, еще собираясь поступать в университет, приходят к нам. Есть ребята из других вузов.

- Сложно попасть в оркестр?

- Это смотря как целиться. Главное условие - желание. Остальное мы сами лечим. Кто такой студент с точки зрения музыкального образования? Это выпускник музыкальной школы. Редкий случай - один наш оркестрант поступил в университет уже после училища Римского-Корсакова. Поэтому я очень четко прослеживаю, кто и как занимается в музыкальных школах.

- Получается, что неплохо?

- По-разному. Те, кто со своим базовым образованием приходит к нам, - это счастливые люди, потому что музыкальная школа не отбила у них желания заниматься музыкой. Они не выбрали музыку своей профессиональной стезей, но тянутся. Я иногда удивляюсь, как в одном человеке может совмещаться нечто классическое и ультрасовременное, с децибелами. Я-то не способен на это, а они - да. Идут и на концерт, и на дискотеку с удовольствием.

- По учебе делают студентам-оркестрантам скидку?

- Нет, железно! Были такие случаи, когда приходили родители и говорили - мы хотим поступать в ваш университет, если мы будем играть в оркестре, что нам это даст? Никаких привилегий. Как они справляются - для меня удивительно! Хотя я тоже в свое время в двух вузах учился и работал на трех работах... Конечно, отпускаем на сессию, у нас два мертвых сезона, январь и июнь. Репетируем два раза в неделю, вечерами, точка наша испокон веков находится во дворе филфака. Ребята к нам приходят - у них глаза горят! В перерывах на коленках конспекты переписывают, с собой еду в баночках, термосы приносят... Девушка одна ездит из Гатчины - к 8 утра на лекции, потом на репетицию, в 10 - домой. Мне тут статистику показали - они еще и сессию сдают на пятерки. Так что игра в оркестре повышает успеваемость - у нас отличник на отличнике!

- Получается, ребята идут в оркестр исключительно ради творческого порыва?

- Да, финансовая составляющая оставляет желать лучшего. Для ребят важно, что есть концерты, есть творческий выхлоп. Потом, мы не пытаемся дублировать другие коллективы. Можно, конечно, затянуть ремень потуже и забабахать какую-нибудь оперу. Но в городе есть оперные театры. Могли бы еще потуже затянуться и сыграть все симфонии Бетховена, но это же делают Филармония и другие оркестры. Сейчас, на мой взгляд, исчезает жанр эстрадно-симфонической музыки. А мы близки к нему. Играем танго, популярную музыку, делаем капустники. Вот такие мы разноплановые.

Смотрите также: