Мариинский театр все больше становится похож не только на огромное производство, но и на инкубатор, в котором зреют таланты. Если балетных артистов испокон веку готовит хореографическое, то подготовку оперных театр с недавних пор взял на себя - три с половиной года здесь работает Академия молодых певцов. Идея принадлежит Валерию Гергиеву, ну а воплощать выпало Ларисе Гергиевой, концертмейстеру, имеющему колоссальный опыт работы с вокалистами, родной сестре маэстро. Она стала художественным руководителем академии, Константин Плужников - директором, Грайр Ханеданьян - педагогом.
Прослушайте!
- У каждого крупного театра есть мечта самому выращивать молодых певцов в той эстетике, том направлении, которое театру интересно и нужно, - рассказывает Лариса Абисаловна. - Потому что когда в труппу приходит человек со стороны, слишком много времени требуется на его адаптацию. Академия начиналась с двадцати молодых певцов, сейчас - семьдесят. К нам устремились желающие учиться не только из России, но и из-за рубежа, от Швеции до Аргентины. Когда утром прихожу в театр, у служебного подъезда ждет толпа. Редкий день кого-то не прослушиваем, а бывает - до 15 человек! Конечно, есть время и официальных прослушиваний, в театре раз в два года проходит Конкурс им. Римского-Корсакова, который дает возможность заметить таланты. Сейчас мы избалованы притоком очень хороших голосов, имеем возможность выбирать самых лучших и интересных и как можно моложе. При академии уже год существует школа, где учатся ребята 18-20 лет.
...Существует мнение, что не стоит так рано начинать работать в театре, прежде нужно закончить консерваторию. Наш опыт доказывает обратное.
Браво, русские!
- Аналогов нашей академии нет, потому что молодые участвуют в спектаклях Мариинского. В академиях при "Метрополитен-опера", при "Ла-Скала" обучение носит характер стажировки, на сцену учащиеся не выходят. В Мариинском же есть уникальная возможность, которую предоставил Валерий: ребята рано начинают петь с мастерами, работать с выдающимися дирижерами, концертмейстерами, режиссерами. И невероятно быстро прогрессируют. В труппе уже заняли свое место выпускники Владимир Мороз, Татьяна Павловская, Евгений Никитин.
Вот сейчас у меня было полуторамесячное турне по Аргентине с академистами Даниилом Штодой, Ириной Матаевой, Катей Семенчук. Мы дали 8 концертов, из них два - на знаменитой сцене театра "Колон". Зал на 4 тысячи зрителей был набит, публика кричала: "Браво, русские!", "Виват Россия!". Рецензенты восторгались, что никогда в "Колон" не пели столь молодые, но уже столь подготовленные артисты, с таким чувством стиля. Нас пригласили снова. Я еще раз убедилась, что пришло новое поколение - они не тушуются, не боятся даже самых прославленных сцен, любят выступать, хорошо петь.
Чему учим
- Кроме специальных предметов мы даем в академии четыре языка, сценическое движение, актерское мастерство (его ведет Лариса Малеванная), сценическую речь, фехтование, уроки визажа, историю мирового вокала. Мастер-классы проводили Рената Скотто, Пласидо Доминго, Елена Образцова, Федора Барбьери. Только что ввели новый предмет - аудиозапись, это ведь особая наука. Важный предмет - история Мариинского театра: слушаем записи певцов прошлого, ребята готовят сообщения о них. Мы живем одной семьей, часто все вместе встречаемся и размышляем, что же такое путь к успеху, как вести себя в театре. Объясняем, что каждый одарен по-своему, нужно не завидовать, а вытащить из себя все, что дал Бог. Важно получить прекрасную школу, стать профессионалом, а звездой - это уж как получится.
Разное отношение
- У меня ощущение, что у нас в городе не так хорошо понимают важность академии, как на Западе. Непростые отношения складываются с консерваторией, которая исключает студентов, являющихся академистами. Действительно, ребята не всегда успевают справиться с учебным процессом и сессией, но, по-моему, нужно идти им навстречу. Или вот Малый оперный театр не продолжил контракт со своей ведущей меццо-сопрано Наташей Евстафьевой, потому что она наша академистка. Если мечта молодых - петь в Мариинском театре, глупо их за это наказывать.
Ну а на Западе, когда видят таланты, хотят им помочь. Более 20 академистов имеют индивидуальных спонсоров, нам подарили два рояля, компьютеры, ксерокс, большую фонотеку и нотную библиотеку.
Каждый голос - своя история
- Теперь я не представляю своей жизни без академии, с удовольствием беру молодых на свои концерты по всему миру, потому что они поют так, как мне нравится, как я это понимаю.
Для меня страшно интересен процесс, когда на сцене вместе с вокалистом, с его голосом создаешь "живое" произведение. Тут главное - чтобы твое сердце билось с той же частотой, что и у певца. Каждый вокалист - это отдельная история, изучать голоса безумно увлекательно, никакой жизни не хватит.
Я учу своих ребят любить петь романсы, камерную музыку. Русская камерная музыка - невероятный пласт в мировой культуре. Перед русскими романсами голову склоняют все. Самый бесчувственный, непонимающий человек, чурбан какой-нибудь - и его тронет.
Быть фанатиком
- Академисты чувствуют заботливый и внимательный взгляд художественного руководителя театра. Кому-то Валерий кажется излишне суровым, на самом деле - малейшая у кого-то удача, росток пробился, и он замечает, предлагает: "Пусть споет вот это". Я бы сказала, что по характеру он невероятно добрый, даже жалостливый, помогающий огромному количеству людей. Валерию нравятся ребята, которые много трудятся, он не любит летунов, хватающихся за любой контракт, лишь бы поехать за границу, заработать. Сам он дает пример неутомимости и фанатичного отношения к профессии. Конечно, не у каждого такая энергия - брат спит 3-4 часа в сутки, не бывает в отпуске. Мы в этом похожи, я тоже последние лет четырнадцать не отдыхала.