Открылся Международный конкурс им. П. Чайковского. Впервые с 1958 года он пройдёт не только в Москве, но и в Петербурге. У нас будут соревноваться скрипачи и виолончелисты. Одним из инициаторов разделения конкурса на два города стал Валерий Гергиев, председатель оргкомитета.
Музыкант - это подвижник
- Большое событие, что в Москве конкурс торжественно открылся в только что отреставрированном Большом зале Консерватории. У нас он стартует 15 июня. Главным героем станет молодой талант, уверен, что выявим изумительные дарования, которым будем помогать и в дальнейшем. Не хочу сказать, что только в карьере - и свою жизнь не считаю «карьерой». Важнее - просветительские подвижнические труды музыкантов.
В жюри собраны мировые звёзды, на которые никто не может давить. Поэтому, хоть я и надеюсь, что российские исполнители сверкнут, но для нас главное - открыть молодой талант, наш конкурс - всемирный. Победа американца Вэн Клайберна в 1958 году, в разгар холодной войны - а в жюри были Рихтер, Гилельс - сделала то, что сразу придало конкурсу легендарную славу. Сейчас мы живём в совершенно другом мире, но задачи - прежние.
Появились слухи, что Нетребко примет участие в работе жюри, поскольку решила не выступать в Японии с «Метрополитен-опера». Анна Юрьевна проходит через сложнейшие нагрузки, её недавнее исполнение в Вене оперы «Анна Болейн» потребовало колоссальных душевных, физических, эмоциональных затрат, ей нужно восстановиться. Поэтому участие в жюри - всего лишь «утка». Но у Нетребко есть приглашение на официальную программу конкурса, возможность быть почётным гостем.
Тонем в «озёрах»!
Хочется, чтобы участники и члены жюри - а многие впервые в Петербурге - поняли, чем замечательна культурная жизнь города. Фестиваль Мариинского театра «Звёзды белых ночей» проходит параллельно конкурсу, но он не становится из-за этого «скромнее». У нас выступают звёзды мирового масштаба, к примеру, Леонидас Кавакос. Пожалуй, это лучший скрипач на сегодняшний день.
Петербург же тонет в «Лебединых озёрах», некоторые труппы дают по два спектакля в день, хотя это не под силу и Мариинскому театру.
А в честь Экономического форума на Дворцовой площади выступит Стинг… Впрочем, к нему я отношусь хорошо, но Россия не должна стать «страной Мадонны» и звёзд шоу-бизнеса.
При этом хочу отметить, что в проектах Мариинского театра участвуют Депардье, Малкович, Дапкунайте. Но это большие таланты, да и таково ныне европейское представление о том, что такое опера. А мы не консервативны.
Недавно завершился Пасхальный фестиваль, во время которого оркестр Мариинского театра выступил в пяти странах, за 8-9 дней мы проехали на поезде более 10 тысяч километров. Играли «с колёс» по два концерта в день! Уставали, но - такова судьба театра-просветителя, мы считали себя обязанными это делать. Почему по два концерта? Как-то мне рассказали, что в зал попадают в основном вип-персоны.
С тех пор обязательно выступаем и для простых любителей музыки - чтобы у россиян не ушло ощущение, что они живут в стране великой культуры, стране Глинки, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. Кстати, в Смоленске, на родине Глинки, мы узнали, что музыкальное училище намереваются выселить из исторического здания в центре. Делаем всё, чтобы ему помочь. В городах должны быть такие очаги - не тлеющие, а живущие. Убивать то немногое, что сохранилось, - недопустимо. Но во многих городах музыканты влачат жалкое существование, притом что это замечательные люди, энтузиасты. Есть и положительные примеры, когда строят новые концертные залы, но всегда при строительстве надо думать об акустике, иначе нет смысла. Готов, если позовут, быть консультантом.
Чему учат?
Иногда спрашивают, почему Мариинский театр не может помочь Консерватории, которая в последние годы упоминается в новостях совсем не в творческом контексте. Я считаю пагубной любую коммерческую деятельность любого вуза! Прежде всего - образовательная, просветительская. Как учат, чему?
Но в Консерватории за последние 10 лет никто не считал, что в Мариинском театре есть хоть частичка ответа на вопрос, что же делать? А мы можем сделать невероятно много для любого коллектива, который хочет диалога.
Не потерять!
Когда Россия и Англия боролись за право получить чемпионат мира по футболу 2018 года, я поддерживал Россию. Не только потому, что родился в Москве, вырос в Северной Осетии, получил образование и вот уже больше 30 лет работаю в Мариинском театре. А ещё и потому, что меня попросили.
И когда коллеги в Лондонском оркестре, который я возглавляю, полушутя-полусерьёзно спросили, почему я не помог Англии, ответил: «Но ведь меня даже не просили, все были уверены, что Англия получит чемпионат. А в России меня попросили». И когда мы боролись за Олимпиаду в Сочи, мне позвонил близкий друг Герман Греф, тогда министр экономического развития, и сказал: «Мы очень на тебя рассчитываем». И я стал чуть ли не первым послом олимпийской заявки.
Мы неслучайно создали свой Молодёжный оркестр и Академию певцов, чтобы не зависеть от вузов, в которых коммерция выходит на первый план. Строим образование так, что наши студенты поют на одной сцене со звёздами. Ещё лет восемь назад Анна Нетребко в одном из интервью в Нью-Йорке говорила: «Вы думаете, что у вас уникальная молодёжная программа, а посмотрите, что делает Мариинский театр. Я спела прослушивание, а уже через месяц выступала на сцене, а через два - гастролировала в Финляндии». У нас очень динамичная система, хотя риски повышенные, и не все артисты выдерживают нагрузку: она не столько физическая, сколько - интеллектуальная. Но труженики и целеустремлённые люди всегда становились звёздами. Выдающиеся способности не были растеряны, как часто случается. Россия - страна богатая, но теряет эти богатства налево и направо.