Примерное время чтения: 6 минут
947

Валерий Гергиев: «Буду помогать молодым, но не безоглядно»

В Мариинском театре Валерий Гергиев анонсировал десятый юбилейный фестиваль «Лики современного пианизма». Фестиваль пройдёт в декабре, но предусмотрительность маэстро понять нетрудно: график его выступлений настолько плотный, что едва ли не каждый день он дирижирует в разных странах, и когда ещё вновь появится время для разговора!

Впрочем, как всегда, беседа коснулась и дел сегодняшних.

Разочарований нет

- Валерий Абисалович, фестиваль продолжит знакомить публику с победителями Международного конкурса им. Чайковского. Но ведь вы начали продвижение молодых музыкантов в мире сразу после окончания конкурса, буквально в июле?

- Я как председатель жюри конкурса Чайковского могу считать себя патроном молодых музыкантов, потому что объявил, что победители получат огромные возможности выступать по всему миру. Они их получили.

Приятно наблюдать, как публика с восторгом принимает молодых.

Не так давно значительная группа победителей выступала в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине, а до этого были Италия, Швейцария… Сейчас в Мюнхене пройдёт новый фестиваль «360 градусов» с участием молодых. До 1 января 2016 года покажем их во многих странах, в том числе - в Японии, Китае, Южной Корее. Конечно, были многочисленные концерты здесь, в Петербурге, где выступили все победители, а также вторые и третьи призёры. Потому что поддержки заслуживают не только те, кто стал обладателями гран-при, серебряных и бронзовых наград, но все одарённые музыканты, по тем или иным причинам не оказавшиеся в числе отмеченных жюри.

- Какие неожиданности или разочарования были у вас в работе с лауреатами?

- Разочарования нет, есть опасения. Сейчас молодым нужна помощь даже ещё большая, чем до конкурса. Не могу сказать, что все они готовы играть огромные концерты каждый день, но этого нельзя и допустить! Меня беспокоит, что у победителей уже появились менеджеры, агенты, готовые «прокатывать» их по миру. Тут важнее, скорее, защищать, чем пропагандировать.

Кроме того, на хрупкие плечи победителей свалился громадный груз ответственности, так, им приходится играть в залах, в которых выступали лучшие музыканты мира. Нельзя играть на уровне гениев, но нужно к этому стремиться.

Я всегда буду одним из тех, кто будет помогать, но не безоглядно. Прекращу, как только увижу, что нет настроя на высочайшее качество, или если кто-то считает, что дело уже сделано.

Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев. Фото: Flickr.com/ Quincena Musical

- Всё-таки победители выступают в основном за границей. А как же Россия?

- Выступление в главных залах мира не означает, что надо забывать о родине. В наши задачи входит обеспечить концертами и поддержать выступления лауреатов в регионах России. Я бы жёстко определил приоритеты: примерно половина выступлений - на все страны мира, а вторая - в России. Мои рекомендации всем победителям - регулярно играть в России. Они могут взять пример с Дениса Мацуева, который организовал фестиваль «Крещендо» и проводит его в разных регионах страны. А постоянные выступления Мацуева на родине в Сибири, в Иркутске - это великолепно.

- Фестиваль «Лики современного пианизма», который пройдёт уже в десятый раз, даст возможность петербуржцам услышать выдающихся исполнителей?

- Я и сам обязательно постараюсь услышать всех приглашённых. Фестиваль призван совместить выступления мастеров мирового уровня и молодёжи.

Да ещё и программа построена так, что они будут играть в один вечер. Так, фестиваль откроет триумфатор конкурса Дмитрий Маслеев, а вслед за ним выступит представитель старшего поколения виртуоз Ефим Бронфман. Дважды на фестивале сыграют победитель предыдущего конкурса Чайковского Даниил Трифонов и его знаменитый педагог Сергей Бабаян.

Сейчас Мариинский театр имеет четыре камерных зала, это расширяет наши возможности.

Хочу напомнить, что фестиваль «Лики современного пианизма» мы проводим дважды в сезон, Россия - страна больших традиций

 «Опричник» и «Дама»

- Валерий Абисалович, в этом году вы возглавили Мюнхенский филармонический оркестр. Чем вам это интересно?

- Мой приход в Мюнхен не случаен. Возглавить крупный немецкий коллектив, а значит, определять политику, репертуар, солистов, заказывать мировые премьеры, работать с композиторами, проводить гастроли - всё это интересно. Когда мне поступило это предложение, понял, что это может быть увлекательнее, чем работа в Лондоне или Нью-Йорке. Буду возвращаться в Лондон, симфонический оркестр которого я возглавлял, только с теми программами, которые мне самому интересны. И я сохранил за собой международные музыкальные фестивали в Нидерландах, Финляндии.

Новый фестиваль в Мюнхене под названием «360 градусов» станет фестивалем открытых дверей. Мюнхен - крупный культурный центр, богатый город, аудитория концертов - многочисленная, но весьма возрастная, поэтому задача - привести в зал молодёжь, школьников, детей. А для этого делать необычные вещи, в том числе бесплатные концерты, или привлекать к проектам известных актёров, медийные лица.

Ну и дома в Мариинском театре мы делаем много необычного. Вот сняли, к примеру, оперу Прокофьева «Семён Котко». Это произведение не исполняется нигде в мире, а наш фильм пойдёт везде. Мы всё шире представляем по миру Прокофьева, Стравинского и даже Чайковского. Поставим редко исполняемую оперу Чайковского «Опричник», почему нет?

Если вы скажете, что всё-таки «Пиковая дама» остаётся вашей любимой оперой, моей - тоже, но ресурсы у театра огромные, почему бы не поставить «Опричника»?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах