В Мариинском театре стартует очередной 233-й сезон. Каким он будет? Какие премьеры и проекты ожидают петербуржцев и любителей классики во всём мире?
- Главным событием станет мировая премьера новой оперы Родиона Щедрина, - рассказал Валерий ГЕРГИЕВ, художественный руководитель Мариинки. - У нас с успехом уже идут оперы «Левша», «Очарованный странник», балет «Анна Каренина», легендарная «Кармен-сюита», написанные Родионом Константиновичем, и сейчас мы приступаем к «Рождественской сказке». Как и «Щелкунчик», это феерия, но на русской основе. В эти дни певцы и музыканты начинают учить партии, штурмовать вокальные и оркестровые трудности, а их немало. Премьера - 26 декабря.
Юбилей гения
- В 2015-м в России широко отмечался юбилей Чайковского, а следующий год посвящён Прокофьеву. Что увидим на сцене главного театра города в связи с 125-летием знаменитого композитора?
- Год Чайковского, который проходил с большим воодушевлением, мы закрываем премьерой «Опричника», которая состоится 9 ноября в концертном зале на ул. Писарева, 20. С этой оперой Пётр Ильич дебютировал на сцене Мариинского в 1874 году, так что она нам особенно дорога.
Юбилей Прокофьева тоже планируем сделать заметным. Это один из величайших композиторов, и страна не должна проходить мимо таких творцов. А то почему-то появилась чрезмерная уверенность, что великих людей у нас много, так что можно их особенно и не чествовать. Посмотрите, как робко отметили юбилеи Глинки, Мусоргского. А ведь это гении, наше национальное достояние. Поэтому буду стремиться, чтобы с творчеством Прокофьева познакомилось как можно больше зрителей. В первую очередь его симфониями, операми «Огненный ангел», «Игрок», «Война и мир».
Эта эпопея, возрождённая на нашей сцене Андроном Кончаловским, затем была показана во многих столицах мира. Думаю, Сергей Сергеевич был бы доволен такой географией.
- Сегодня «Войну и мир», как и другие шедевры, можно посмотреть дома, купив кассету, а премьеры, где участвует Мариинка, по Интернету показывают на весь мир. Не боитесь, что снизится эффект живого восприятия?
- Наоборот, такие постановки должны увидеть как можно больше зрителей. И современные средства связи, с их возможностями, здесь очень кстати. Сегодня на DVD у нас сняты десятки спектаклей. И я благодарен коллективу, который с пониманием относится к такой работе. Ведь запись, как правило, идёт ночью, когда публика уже ушла. Так мы снимали «Иоланту», «Золотого Петушка», «Семёна Катко». Потому что во время представления выполнить всё задуманное невозможно. В зале присутствуют две тысячи человек, и мы не имеем права из-за нагромождения аппаратуры мешать им наслаждаться мастерством артистов.
Поём хором!
- Вы также возрождаете хоровое пение, готовите просветительские программы для детей и юношества. Кстати, была идея, чтобы каждый школьник Петербурга хотя бы раз в год посещал Мариинский театр. Удалось её реализовать?
- Я говорил с Георгием Полтавченко, и сейчас обсуждаются детали совместного проекта «Театральный урок в Мариинском». Для меня ясно одно: нельзя забыть ни одну школу. У каждого ребёнка или родителей, которые хотят вместе посмотреть спектакль, должна быть такая возможность. Познакомить детей с лучшими образцами музыкальной классики - важнейшая государственная задача, а начинать можно с простого: пения в хоре. Мы такие коллективы поддерживаем очень активно. Поём вместе с прекрасными детскими хорами в Ульяновске, Рыбинске, Омске.
В самой Мариинке организованы интереснейшие интерактивные занятия. Юным дарованиям предлагается до десяти разнообразных циклов! Это не тусовка, а начало большого движения по приобщению детей к искусству в масштабах России. Ничего не имею против приезда в страну западных звёзд. Но, мне кажется, честнее и правильнее огромные суммы, потраченные на такие гастроли, вложить в наше молодое поколение. И неважно, чьи это миллионы: крупных госкомпаний или частных лиц.
- Но билеты в Мариинку сегодня тоже «кусаются». Партер на некоторых спектаклях стоит до 7-10 тыс. руб., что для обычной семьи неподъёмно.
- Не соглашусь. Посмотрите, в новом сезоне мы предложили 74 различных абонемента, и все ушли влёт, что говорит само за себя. У нас есть спектакли, которые идут по 100-200 раз, и зал полон. В «Волшебной флейте» занавес скоро поднимется в 300-й раз, а ведь этой постановке всего семь лет. Если бы стоимость зашкаливала, публика не ходила. Я как директор первым признаком хорошей работы считаю внимание зрителей. А малейшее падение интереса - тревожным звонком. Конечно, мы реагируем на спрос, и если есть желающие купить первые ряды или царскую ложу - пожалуйста. Но к организациям, стремящимся прежде всего к коммерческому успеху, точно не принадлежим.
- С 1 января Мариинский будет работать в одной связке с Приморским театром во Владивостоке. Что это за проект?
- Во Владивосток мы приезжаем давно, только в этом году посетили столицу Приморья уже три раза. Театр там открыли два года назад, с профессиональной труппой, отличной акустикой. В скором времени мы намерены создать на его базе крупный культурный центр, а в будущем рассматривается возможность объединения. Считаем себя не начальством, а коллегами, у которых больше опыта.
Во Владивостоке уже идут спектакли с нашими декорациями - «Пиковая дама», «Травиата», «Любовь к трём апельсинам». В целом в глубинке немало очень хороших творческих коллективов, и это начало процесса по выравниванию возможностей регионов и столичных сцен.
Ведь неправильно и невозможно ограничиваться выступлениями только в Москве и Петербурге. Прекрасные театры открыты в Омске, Новосибирске, Казани, Астрахани, на очереди Иркутск и Самара, где идёт реконструкция. В год мы выступаем в 30 регионах и больше. Некоторые области из-за трудностей в экономике не могут позволить себе такие проекты, но мы всё равно их продолжаем. Мне кажется, сейчас театры, филармонии страны должны лучше использовать внутренние резервы, а Мариинский их поддержит.