В Мариинском театре стартовал 20-й юбилейный фестиваль «Звёзды белых ночей». Он продлится по 15 июля и соберёт в Петербурге более сорока знаменитых исполнителей. Будут и сенсационные премьеры.
В формате новостей
- Мы открыли фестиваль премьерой оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке известного английского режиссёра Грэма Вика, - рассказывает Валерий Абисалович. - Когда-то именно сцена Мариинки дала жизнь этому шедевру, премьера состоялась в 1874 году. У нас в репертуаре было несколько постановок, до сих пор сохраняется спектакль в режиссуре Тарковского.
Какое же новое прочтение великой оперы предлагается публике? У Вика она приближается к… новостным передачам. Ведь в наше время всё ТВ-пространство, не говоря уже об Интернете, - сплошные новости. Вик взглянул на «Бориса Годунова», на историю России глазами нашего современника, да ещё иностранца. У него это получилось с достаточной остротой и художественной убедительностью. Не надо пугаться такой актуальной трактовки. Сегодня это происходит и с Верди, и с Моцартом, и с Вагнером, и с Чайковским каждый день.
Я сам не особенно интересуюсь политикой. Но интересуюсь тем, как политическая жизнь, особенно в нашей стране, будет тормозить, губить или же - возрождать, поощрять здоровые процессы. Составить своё мнение о новой постановке можно будет и на премьерном спектакле 26 июня.
Многих удивляет и постановка «Реквиема» Верди режиссёром «Цирка дю Солей» Даниэле Финци Паска. Верди - композитор особый, и о его «Реквиеме» даже отзываются, как о «лучшей опере». Премьера состоится в 20-х числах июня.
Хочу обратить внимание, что в рамках «Звёзд» мы уже в пятый раз проводим мини-фестиваль современной музыки «Новые горизонты». Он пройдёт со 2 по 7 июня, и впервые одной из площадок станет храм - эстонская церковь Яани кирик, расположенная напротив нашего Концертного зала. Музыка в храме - это мировая практика. Вопрос - какая? На нашем фестивале прозвучит музыка Канчели, Сильвестрова, Кнайфеля, Тищенко, одно из последних сочинений Губайдулиной. Но главное имя - московский композитор Александр Раскатов. По заказу Мариинского театра он написал сочинение «Три ангела пели» для трёх виолончелей.
Как на стадионе
Надеюсь, что следующий фестиваль мы проведём уже на нашей второй сцене. Там такие грандиозные технические возможности, которые даже опережают любой театр в мире. Мне эта перспектива даёт прилив уверенности и новые силы.
Главное, что в театре есть труппа, которой любая постановка по плечу. Есть звёзды с мировыми именами - Галузин, Бородина. А нашего Евгения Никитина, который споёт партию Бориса Годунова, пригласили на главный вагнеровский фестиваль мира. В немецком Байройте он исполнит главную партию в «Летучем голландце». Мы в Мариинском театре работаем не только на весь мир, не менее важно - на всю Россию. Во время Пасхального фестиваля по традиции оркестр сел в поезд и отправился по регионам. Проехали 12 тысяч километров, сыграли десятки концертов. Я предлагаю артистам, как и себе, нелёгкую жизнь, если знаю, что в результате возникает важная и даже счастливая акция. Иногда спрашивают, зачем вы так много работаете? А разве это плохо?
За границей стараемся продвигать русскую музыку. Я вот сейчас провёл фестиваль в Лондоне и на Трафальгарской площади исполнял «Весну священную» Стравинского. Собралось 11 тысяч слушателей, и хотя известно, что 95% людей не ходят на симфонические концерты, это напоминало стадион, который поддерживает свою команду. Стравинский вызвал какой-то дикий восторг. Русских композиторов нужно исполнять чаще. Я вот на Пасхальном фестивале впервые сыграл все симфонии Прокофьева и - счастлив.