Солист Мариинского театра баритон Алексей Марков к своим 34 годам имеет в активе много престижных наград - «Золотой софит», «Золотая маска», премия «Новые голоса Montblanc»…
Отказался от «Богемы»
- "АиФ-Петербург": Многие звёзды оперы - Анна Нетребко, Владимир Чернов - в основном живут за границей. А в Россию приезжают ненадолго. Вы тоже нас покинете?
- Многие певцы работают за границей по контракту. Я же стараюсь строить своё расписание так, чтобы большую часть времени проводить в России - у меня здесь семья, родители, друзья. И я никоим образом не хочу рвать отношения с Мариинским театром. Ни одна труппа на Западе не работает на постоянной основе, у неё нет постоянного состава, как в Мариинском театре. Поэтому мне приходится отказываться от некоторых контрактов…
- "АиФ-Петербург": Даже если они сулят хорошие гонорары?
- Я отказался от «Богемы» во Франкфуртском театре, от контрактов в Торонто - я не готов переехать туда насовсем. Но от престижных театров, например, Метрополитен-опера - я там, кстати, дебютировал, пел партию князя Андрея из оперы «Война и мир» - не отказываюсь… Вообще в нашей профессии единицы выходят на мировой уровень.
Чайковский в нашей жизни
- "АиФ-Петербург": Елена Образцова как-то заметила, что сейчас в опере возник модный тренд - стали кричать, а не петь… Чем громче крикнешь, тем больше сорвёшь аплодисментов?
- Ну да, сейчас белькантовская школа подзабыта и на передний план выходят не классические постановки, а с перевёртыванием сюжетов.
- "АиФ-Петербург": То есть опера двигается в сторону шоу-бизнеса?
- К сожалению, да. Опере приходится подстраиваться под вкусы публики. Всем известно, что европейские постановки изобилуют экспериментами - певцов подвешивают над сценой, им приходится прыгать, бегать, заниматься акробатикой. И потом: сейчас время скоростей - ни у кого нет возможности готовить партию полгода, как раньше, и это отражается на вокале…
- "АиФ-Петербург": 12 октября пройдёт День Чайковского. Его музыка будет звучать в метро, по радио, школьники напишут соответствующее сочинение, а завершится день Гала-концертом в Большом зале Филармонии. Неужели музыку Чайковского надо популяризировать?
- Чайковский - огромная часть нашей жизни. Даже западные певцы имеют в своём репертуаре его романс или арию. У меня в Мариинском театре в 2006 году была большая премьера, я спел Евгения Онегина, и мой дебют на европейской сцене - во Франкфуртском театре - состоялся в партии Томского из оперы «Пиковая дама». Так что Чайковский - неотъемлемая часть меня. Я и сейчас пою его «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Иоланту». А в конце октября - начале ноября у нас с Анной Нетребко будет в Москве запись оперы «Иоланта» под управлением Владимира Спивакова. В рамках этого проекта планируется двухлетнее гастрольное выступление по всей Европе. Думаю, нам нужно проводить больше подобных акций, с участием настоящих профессионалов, а не тех, кто выступает на Первом канале.
- "АиФ-Петербург": Вы имеете в виду программу «Призрак оперы», где в оперном искусстве пробуют себя люди из шоу-бизнеса?
- Да, в этом проекте под благим видом популяризации оперы подаётся пошлость и дикость. Я прочитал в Интернете комментарии: «Ой, оказывается, наши эстрадные певцы владеют академическим вокалом!» Это полное непонимание того, что происходит в мире оперы. Лица, которые и так уже всем надоели, куда только не стараются пристроить!
- "АиФ-Петербург": Нет ли у вас планах сделать сольную программу, для души?
- Для меня православная духовная музыка - это пласт, который я очень люблю. Собираюсь сделать концерт с хором Мариинского театра. Пока репертуар не определён, но надеюсь, что в этом сезоне такую программу удастся сделать.