Примерное время чтения: 5 минут
101

Гергиев ищет российские таланты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 10/12/2003

В конце ноября - начале декабря Валерий Гергиев на несколько дней приехал в родной город, чтобы дирижировать премьерой оперы Сен-Санса "Самсон и Далила". За час до спектакля маэстро дал пресс-конференцию. Разговор вышел за рамки премьеры, Валерий Абисалович рассказал о планах театра, о положении дел в оперной и балетной труппах.

"Послепожарные" обстоятельства

- Премьеры сезона не корректировались под "послепожарные" обстоятельства, - подчеркнул маэстро.- Единственное, что я обратился к художникам, чтобы они задумывали декорации не очень сложные.

Как отношусь к режиссерской концепции в спектаклях? Я отношусь с большим уважением к профессии режиссера, особенно когда вижу перед собой яркого, убежденного художника. Мы приглашаем сегодня французов, англичан, американцев, мы готовы работать с самыми спорными, но интересными режиссерами, а есть ведь еще спорные, но неинтересные. Таких я видеть здесь не хотел бы. А вот где молодые талантливые россияне? Известен москвич Дмитрий Черняков, который ставил у нас "Сказание о невидимом граде Китеже", этот спектакль и в Нью-Йорке имел серьезный успех. В мае будет премьера "Жизни за царя", в которой Черняков опять-таки выступит и режиссером-постановщиком, и художником. Но ведь Черняков не может быть единственным. Я слежу за тем, что происходит в глубинке - и на Волге, и на Урале, и в Сибири, и в Ростове, и в Краснодаре. Какой-то подъем есть, обязательно появятся творцы, которые имеют свой, незаштампованный взгляд на оперу, уважают этот жанр. Ну а сейчас режиссируют известные мастера. Жду премьер "Носа" Шостаковича в постановке Александрова, художник Марголин, "Снегурочки" - Галибина и Цыпина.

Русские взялись за Вагнера

- В ближайшее время Мариинский театр сдает европейский экзамен с "Кольцом нибелунга". Все четыре оперы представим в Баден-Бадене, в самом большом театре Европы, вмещающем более двух с половиной тысяч зрителей. И мы дважды исполняем там этот цикл. Есть уже предложения дать его третий раз, но наша занятость не позволяет. То есть интерес большой, надеюсь, что будет взаимная энергия притяжения: огромное любопытство европейской публики и огромное наше желание показать, что и в России сегодня могут не хуже, чем в развитых странах - Англии или Америке. Хотя, наверняка, нас уже априори будут ругать за то, что русские берутся за Вагнера, но я всегда знал, что мы можем "Кольцо" очень интересно сделать, и вот теперь это надо будет доказывать. Исполнение этих четырех опер - каждый раз грандиозный поступок. Мы волков не боимся и в лес ходим. Петербуржцы также еще увидят этот цикл.

Нужны хореографы!

- Спрашивают, почему мы не приглашаем интересных и спорных западных хореографов. А Уильям Форсайт? Премьеры его балетов состоятся в марте. Вот у нас в стране сейчас нет молодого Григоровича. Меня беспокоит, что происходит с современной хореографией в России. Я уже много лет очень заинтересованно отношусь к балету. Еще 25 лет назад ходил и, не отрываясь, смотрел "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети, и у меня возникал вопрос: почему у нас нет такого? Сейчас современную хореографию могут танцевать не хуже, даже лучше. Блестяща в современных балетах Лопаткина, на нее надо ставить десятки спектаклей. Но есть ли сегодня люди, которые заслуживают того, чтобы экспериментировать на этой труппе? Если Ратманский заслужил это в Москве, в Большом театре, я ему желаю огромной удачи, это важно для всей России. А кто заслуживает сегодня того, чтобы быть приглашенным на должность, на лидерскую позицию Мариинского балета? Если найдется такой человек, я к нему пойду сам, даже если он младше меня вдвое.

Журналисты интересуются: правда ли, что собирается уйти Махар Вазиев? Наш балет трижды, как минимум, проходил через кризисные отношения с заведующим труппой. Звезд не устраивает отношение к ним управления балетом. Как художественный руководитель театра, я проблему вижу, но мы сейчас на переправе - балет выступает в Японии, только что был в Америке. Мы обязательно дадим ясную перспективу отношений административной части театра не только со звездами, но с труппой.

Новая сцена

- Нам с Михаилом Швыдким не удастся потешить журналистов разногласиями, ну а с приходом Валентины Матвиенко в первые же дни у нас было крупное совещание. Новость в том, что город становится крупным и важным участником процесса. Проект должен развиваться по принятому во всем мире сценарию. Ни Гергиев, ни Швыдкой не занимаются строительством, для этого нанимаются профессионалы. Мы же будем следить, чтобы сроки, бюджетные характеристики шли в ногу с требованиями времени и ожиданиями огромного могучего коллектива. Мариинский театр - крупнейший бренд в Питере. Мы способны давать 400, даже 500 выступлений в год на самых престижных мировых площадках. Я не шучу: вот сейчас мы параллельно выступали на трех континентах. Мариинский театр силен и становится еще сильнее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах