Примерное время чтения: 6 минут
224

Раймонд Паулс: «Я не согласен, когда ругают прошлое»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Петербург 27/07/2011

Театральный тапёр

- Согласиться было непросто, но в «Балтийском доме» умеют уговаривать, - делится Раймонд Вольдемарович. - С театром я связан и в Риге: играю в двух-трёх спектаклях как пианист, уже считаю себя латвийским театральным тапёром. Сижу два с половиной часа в прожекторах, за плохим инструментом, но стараюсь, как могу.

А у петербургского спектакля такая история: как-то нашёл дома старые ноты песни «Дай Бог». На стихи Евтушенко, которую исполнял Малинин. Прочтя стихи, подумал, что вряд ли кто-то сейчас может написать текст с таким глубоким содержанием, философией. Сегодняшний стандарт, который мы слышим целыми днями, - однообразный, а здесь - поэзия. Я стал читать сборники Евтушенко, встретился с ним. Это, конечно, уникальный человек. Общаться - одно удовольствие. Потом я написал 12-13 песен на его стихи, и вот пришла идея использовать их как основу спектакля.

- "АиФ-Петербург": Это будет мюзикл?

- Я бы назвал спектакль поэтически-музыкальным. А посвящён он шестидесятым годам, которые моё поколение великолепно помнит. Я и себя отношу к шестидесятникам.

В Латвии ведь было всё так же, как во всём СССР. Цензура, запреты… К примеру, за увлечение джазом могли выгнать из консерватории. Идеология и привела к тому, что многие деятели культуры вынуждены были уехать. Но скажу откровенно, когда сегодня говорят, что всё было плохо, я категорически против. Откуда тогда появились хорошие фильмы, спектакли, музыка, исполнители? Существовали крепкие связи между людьми, живущими в разных республиках, мы часто встречались. Та же Юрмала была центром интеллигенции, жизнь кипела. Были замечательные отношения, национальные вопросы никто не поднимал.

- "АиФ-Петербург": Из России продолжают уезжать и сейчас…

- Из Латвии тоже. И если для России, может быть, эти отъезды ещё не так заметны, то для Латвии они - катастрофа. Одна треть населения уезжает, нас остаётся меньше двух миллионов…

Люди хотят квартиру, хороший автомобиль, приличную зарплату. Западные страны им это предлагают. Уезжают деятели культуры - государство может содержать только один-два симфонических оркестра, несколько театров. У нас сейчас основная тема - как вернуть мастеров? Но кто уехал, вряд ли вернётся. У нас была иллюзия, что после обретения независимости начнут возвращаться старые эмигранты. Никто не вернулся, люди уже пустили корни в других странах. И нельзя поливать свою родину грязью, как у нас сейчас происходит. Люди могут быть недовольны политикой, экономической системой… но существуют и другие ценности!

С Пугачёвой не встречаюсь

- "АиФ-Петербург": Часто ли вы встречаетесь с коллегами по советской эстраде?

- Сразу скажу, что с Пугачёвой не встречаюсь. Да и с другими крайне редко. Как-то у меня возникла идея собрать «ветеранов», тряхнуть стариной! Мне кажется, это вызвало бы большой интерес публики. Никто из артистов не согласился. После развала мы стали жить по капиталистическому принципу: каждый за себя.

- "АиФ-Петербург": Как вы оцениваете то, что происходит на современной российской эстраде?

- Многое из того, что вижу, - неприемлемо из эстетических соображений. Искусство превращается в бизнес. Уровень бывает настолько низкий, что часто думаю - в наше время таких «певцов» на сцену бы просто не выпустили. Они даже слова не всегда знают, умудряются подглядывать в мобильный телефон. Кстати, расскажу смешную историю. Лайма Вайкуле тоже не всегда помнит слова, поэтому сцену украшают афиши и плакаты, а на них - тексты. Раз мы подшутили над ней. Привязали к плакату верёвочку и стали утягивать его за кулисы. Лайма так и ушла за ним со сцены.

Быть «памятником»

- "АиФ-Петербург": В последний раз вы были в нашем городе в феврале, с юбилейным концертом. Есть ли ещё проекты?

- Меня всё время уговаривает Марис Янсонс совместно выступить в Санкт-Петербурге с музыкой Гершвина. Кстати, Марис, ставший на сегодняшний день одним из лучших дирижёров в мире, «ваш» человек: закончил здесь Консерваторию, работал в Филармонии. Ну, я попробовал дома сыграть «Рапсодию» Гершвина. Мне повезло, что я не только композитор: сейчас пробиться в песенный бизнес - это кошмар! А как профессиональный пианист играю с симфоническими оркестрами, хорами, могу зарабатывать. Кстати, в «Балтдоме» уговаривают, чтобы принял участие в спектакле - сел за рояль. Да и роль Композитора в пьесе есть. Но её будет играть молодой актёр. Что же мне подставляться, быть среди молодёжи «памятником»?

- "АиФ-Петербург": Знаю, что есть ещё одна идея - пригласить для участия в спектакле Евтушенко.

- Он великолепный актёр, но такой говорун, что если мы с ним выйдем на сцену, спектакль будет длиться неделю. Так что лучше не надо!

- "АиФ-Петербург": Вы были министром культуры Латвии, советником президента. Сейчас в Латвии новый президент. Будете участвовать в политической жизни?

- Руководителя страны, на мой взгляд, нужно менять каждые четыре года. Не стоит долго сидеть на одном месте. В политике же я давно разочаровался. Ну как можно оставаться в этой сфере честным человеком? Всё равно зависишь от денег: кто платит, тот и будет командовать.

- "АиФ-Петербург": В январе вам исполнилось 75 лет. Есть ли в творчестве главный итог?

- Всегда старался и стараюсь всё делать честно и профессионально. А 75 лет для эстрады не так мало… Но если я ещё могу выйти на сцену, а самое главное - уйти - это уже хорошо!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах