Примерное время чтения: 5 минут
679

Сергей Слонимский: «Самые страшные люди - льстецы!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Аргументы и факты - Петербург 19/10/2016

«Своих студентов я стараюсь предостерегать от непроизвольного подлизывания к каким-то вкусам. Творец не должен подлизываться. Ни к кому!» - считает известный композитор, пианист, музыковед Сергей Слонимский.

28 октября в Эрмитажном театре состоится премьера его оперы «Король Лир», которая была написана 16 лет назад!

В эксклюзивном интервью «АиФ-Петербург» композитор рассказал о добре с кулаками и опасности Интернета.

Петербургский дух

- Я типичный петербуржец, - говорит Сергей Михайлович. - В чём это выражается? Может быть, в самоуглублённости, в меньшей, по сравнению с московской, внешней экспансивности, в отсутствии стремления «дружить» со знаменитостями и властями. А может, и в наивности, я часто сам себе вредил, удивлялся, если меня хвалили. Такие глупости до сих пор могу себе позволить.

Елена Петрова: - Вы живёте в знаменитом писательском доме, в котором квартировали Зощенко, Шварц, Форш, Заболоцкий…

- В этом доме живу с трёх лет, с 1935 года. Конечно, место, где живёшь, важно. В моей комнате слушал «Дракона» Евгения Шварца в исполнении автора - кстати, не только потрясающего драматурга, но и актёра, изумительного человека. Часто общался с поэтами Глебом Семёновым, Всеволодом Рождественским… Эти старшие товарищи давали стихи для моих произведений. С другой стороны, дом был наводнён стукачами.

В 1946 году вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», в которых клеймили Зощенко, Ахматову. Михаил Михайлович позвонил отцу и сказал, что некоторое время не нужно бывать друг у друга в гостях. Папа меня наставлял: «Если увидишь Зощенко, подойди, вежливо поздоровайся, но ни о чём при людях не разговаривай». Кстати, тактика Зощенко - убрать личное общение - оказалась правильной: на него не удалось собрать новый «материал». И в конце концов писателя оставили в покое.

- На вас, насколько известно, тоже были доносы?

- Да, в основном писали, что я собираюсь эмигрировать в Израиль. Сами эти люди давно уехали в разные страны. Теперь, когда встречаю своих кураторов «сверху», они признаются в «профессиональном проколе»: неумении отличить людей, преданных стране, от тех, кто предан собственной выгоде.

- В молодости вы также были знакомы с Бродским, Рейном. До сих пор дружите с Шемякиным, Кушнером…

- В пятидесятые годы были очень плодотворные кружки: мы обсуждали литературу, живопись. Сейчас не знаю, есть ли у молодёжи кружки, не связанные с деловыми интересами, с бизнесом…

- И всё-таки, петербургский дух существует?

- Он, конечно, уже дышит на ладан, потому что столько хамства и жлобства вокруг! Действительно: с кулаками должно быть добро, иначе затюкают.

Компьютерная помойка

- Своим ученикам в Консерватории, приехавшим из разных городов, вы стараетесь привить петербургскую культуру?

- Я с ними о литературе разговариваю. Призываю читать книги, потому что музыканты во все времена великолепно знали литературу.

А студенты привыкли смотреть сайты с мнимой полемикой между малокомпетентными людьми по мелким поводам.

Засилье всемирной компьютерной помойки опасно, всё скатывается на уровень общераспространённых каналов телевидения, которые почему-то рассчитаны на то, что среднестатистический зритель должен смеяться плоским шуткам. Или бесконечно аплодировать! Аплодисментами сопровождается едва ли не каждая фраза ведущих любых программ.

В том же «Короле Лире» Шекспира есть предупреждение: самые опасные люди - это льстецы. Дай им только волю, они сбросят любого кумира и сами начнут командовать и обогащаться. Глубочайшая ошибка считать, что подобострастные люди - преданные.

Своих студентов я стараюсь предостерегать от непроизвольного подлизывания к каким-то вкусам и мнениям. Творец не должен подлизываться. Ни к кому.

Простое и сложное

- Почему, как вам кажется, публика не очень-то любит современную музыку, предпочитая классику?

- Современная музыка может быть нормальной и ненормальной. При этом ненормальная может быть хорошей - для фестивалей новаторского искусства. А публику, конечно, пугает её эпатажность. Существует и нормальная музыка, продолжающая традиции. Важно только, чтобы она не была эпигонской, а выражала индивидуальность автора. У приличного композитора эти две музыки сосуществуют органично. Я могу считать себя традиционалистом, а авангард занимает поисковое место в работе. Сейчас простое и сложное в жизни очень переплелось: традиционное и новое, трагическое и комическое, абсурдное и органичное. Посильнее, чем у Достоевского!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах