Примерное время чтения: 8 минут
1909

В оперу - «смеха ради»? Любовь Казарновская о званиях и творчестве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 23/11/2016
Из личного архива Л. Казарновской / Из личного архива

«Сегодня высокое искусство превращается в индустрию, заточенную на выкачивание денег. В итоге у людей пропадает всякое желание пойти в оперу или на балет», - считает знаменитая певица Любовь Казарновская.

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: - Любовь Юрьевна, вы почти пять лет не давали концерты в Северной столице, хотя ранее пели в Мариинском. С чем связан такой перерыв?

Любовь Казарновская: - Я очень соскучилась по Петербургу, который обожаю и считаю, что именно здесь состоялась как оперная певица. Познала годы счастья, работая с Темиркановым, Колобовым, Гергиевым и другими знаменитыми дирижёрами. К сожалению, в силу разных причин с любимой публикой меня разлучили. Поэтому нынешний приезд для меня особенный.

Дешёвые трюки

- Сегодня классику порой не узнать. Татьяна пишет письмо Онегину на компьютере, Риголетто превращается в космонавта из «Планеты обезьян». Как вы относитесь к таким экспериментам?

- Не понимаю и не принимаю! Режиссёры самоутверждаются за счёт эпатажа, скандала, шума вокруг. Артист в такой ситуации заложник происходящего. Страдает и публика, ведь многие воспитаны на настоящих ценностях. А так называемый авторский взгляд, когда Татьяна ездит на велосипеде, а Онегин с Ленским стреляются в ресторане - не более чем дешёвые, но небезобидные трюки. Современные тренды привели к тому, что над высоким искусством многие откровенно потешаются. «Ну, пойдём в оперу - поржать». Мерзко и больно.

«Режиссёры самоутверждаются за счёт эпатажа, скандала, шума вокруг».
«Режиссёры самоутверждаются за счёт эпатажа, скандала, шума вокруг». Фото: Из личного архива/ Из личного архива Л. Казарновской

- Познакомить широкую аудиторию с классикой сегодня пытаются и через мировые премьеры, которые демонстрируются в кино. Как вы относитесь к показу оперы и балета на экране?

- Вначале относилась хорошо - пусть таким способом, но это популяризация музыки, театра. Однако в итоге новшество дало и обратный эффект! Публика стала меньше ходить на спектакли. Но на плазме счастливая радость от живого, а не силиконового звучания пропадает. Всё «причёсано» и вложено зрителю в глаза и уши. Эмоции, нервы публики ничто не тревожит, а это неправильно.

- Но когда «билет на балет» стоит 5 тысяч и больше, а культпоход всей семьёй пробивает ощутимую брешь в бюджете, поневоле пойдёшь в кинотеатр…

- Нынешняя ценовая политика должна быть категорически пересмотрена. В мои студенческие годы мы с подружками едва не каждую неделю бегали в Большой, Филармонию. Не в партер, конечно, но амфитеатр или первые ряды балкона могли купить спокойно. Сейчас для многих это непозволительная роскошь, значит, в государственной политике что-то не так. И эффективным менеджерам, возглавляющим учреждения культуры, нужно думать, как сделать искусство доступным. Ведь сегодня оно превращается в индустрию, заточенную на выкачивание денег. В итоге у людей пропадает всякое желание пойти на оперу или балет.

Развлекуха или просвещение?

- Несколько лет назад в России принят закон, разграничивающий массовые мероприятия по возрастным категориям. В результате на некоторых дисках с симфониями и балетами стоит отметка «16+». Что вы думаете об этих странностях отечественного законодательства?

- Абсурд! Педагоги знают: чем раньше маленький человек услышит Шуберта, Чайковского, Рахманинова, тем скорее раскроется его внутренний мир, сформируется личность. Знаю это по своему сыну. Когда маленьким он начинал беспокоиться, я ставила Моцарта, и вместо слёз появлялась улыбка. Мы же, напротив, лучшему строим заграждения. С удивлением узнала, что из школьной программы собираются изъять «Войну и мир», «Преступление и наказание». Но позвольте, а на чём будем воспитывать детей, прививать им любовь к родному слову и культуре? Родителям же советую не обращать внимания на странные маркировки и покупать диски с произведениями мастеров, читать детям хорошие книги, водить в театры и на концерты. Тогда появится шанс вырастить другое, более гармоничное поколение.

- Вы и сами уже несколько лет работаете в жюри растиражированных шоу - конкурсов перевоплощений. Получается, поддерживаете попсу?

- Это не попса. Шоу, о которых вы говорите, выросли из развлекухи в культурно-просветительские проекты. Члены жюри не просто оценивают номера, но и привлекают внимание к судьбам артистов, образы которых примеряют наши герои. Рассказывают, что Шаляпин, например, это не просто громкое имя для России, а человек, перевернувший представление об опере. Что Мария Каллас не худеющая примадонна и любовница миллиардера Онассиса, потерявшая от страданий голос, а величайшая артистка и личность. Что Клавдия Шульженко исполнила не только «Синий платочек», а стала символом авторской, бардовской песни. Что Леонид Утёсов не клоунада в «Весёлых ребятах», а целая эпоха российского джаза. Такой подход достигает цели. Читаю множество отзывов, где люди говорят: «Ждали стёб, пародию, а в итоге узнали много нового».

- Извините за вопрос, но почему вы, всемирно известная певица, до сих пор в России не имеете званий? В текущем году у вас два юбилея, однако статус не изменился…

- Документы на присвоение звания заслуженной артистки подавались и Театром им. Станиславского, и Мариинским, где я служила. Но в первом случае переехала в Петербург, затем отправилась работать за рубеж. Сегодня мне надо бегать, оформлять бумаги, просить, чтобы дали рекомендации. Кстати, чиновники Министерства культуры, которым, как мне кажется, и надо заниматься такими проблемами, тоже спрашивают - почему я не народная артистка?

Я же что-то доказывать никому не хочу. Публика меня знает, любит, что намного важнее регалий. И я горжусь этим народным признанием.

«В трудную минуту подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и скажите: «Всё пройдёт, завтра наступит новый день»
«В трудную минуту подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и скажите: «Всё пройдёт, завтра наступит новый день» Фото: www.globallookpress.com

Каждый день, как первый

- Поговорим о личном. Вот уже более четверти века вы замужем за австрийским импресарио Робертом Росциком. Как удаётся уживаться двум творческим личностям?

- Мне невероятно повезло, что у меня есть такой друг и единомышленник. Мы вместе творим, придумываем и воплощаем интересные проекты. С 13 лет Роберт работает в Венской опере, фактически там вырос и хорошо знает закулисный мир. Он даёт многие идеи, берёт на себя организацию фестивалей, работу нашего фонда. Благодарна Богу, что вытащила такой счастливый билет. Мы почти 28 лет вместе, и каждый день, как первый. Сын пошёл по нашим стопам. Андрей скрипач и уже создал свой интернациональный квартет.

- На экране вы всегда блистательны и остроумны. Но наверняка бывает, что на душе кошки скребут. Дайте рецепт от Казарновской, как избавиться от хандры?

- Во-первых, работать над собой. Я слежу за питанием, нахожу время для спорта. Бегаю, плаваю, катаюсь на лыжах и велосипеде. И когда вижу, что фигура в том же тонусе, что и 25 лет назад, настроение улучшается. Второе - заняться делом. Если найти работу по душе, сразу уйдут многие недомогания. Ну а в трудную минуту подойдите к зеркалу, посмотрите себе в глаза и скажите: «Всё пройдёт, завтра наступит новый день». Я это испытала на себе и похожие ситуации описываю в книге «Любовь меняет всё». Так будет называться и мой концерт в Петербурге. Ведь любовь - ключевое слово, которое должно присутствовать в жизни каждого человека. И то, что оно совпадает с моим именем, воспринимаю как добрый знак… 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах