В резервации
- Назывался фестиваль «Стена к стене, и за стеной», - рассказывает Сергей Михайлович. - Идея в том, что в Восточной Европе за железным занавесом тоже была настоящая музыка. Не только традиционная, но и с поисками, авангардная. Проходил фестиваль с 11 утра до 12 ночи. Я с удовольствием прослушал весь марафон. Мои произведения исполнил Камерный оркестр Петербургской филармонии, а дирижёр и солисты были американскими.
- "АиФ": В России серьёзных современных композиторов - и своих, и зарубежных публика знает гораздо меньше, чем классиков. Можно ли переломить ситуацию?
- Сергей СЛОНИМСКИЙ: Я сторонник смешанных концертов, на которых звучала бы и классическая, и современная музыка. Её не нужно помещать в резервации, боясь, что люди не воспримут. Недавно в Филармонии играли мой Концерт для трех электрогитар и симфонического оркестра, а в первом отделении - симфонию Мендельсона. Если бы в каждый концерт включали произведения ХХ века, тогда и между композиторами было бы меньше свары.
- "АиФ": В серьёзной музыке происходят скандалы, не уступающие шоу-бизнесу. Одна история вокруг Михаила Плетнёва чего стоит!
- С. С.: Я знаю, сколько безнаказанных историй проходит в нашей театрально-оперно-балетной и музыкальной жизни, гораздо худших, чем та, которая разворачивается вокруг замечательного пианиста. Как заманивают молодых людей в «голубую мафию» возможностью сделать карьеру. Я не являюсь гонителем какого-либо меньшинства, но, мне кажется, гордиться принадлежностью к нему и представлять себя «солью земли и сверхчеловеками» - неверно.
- "АиФ": Благодаря скандалу имя пианиста стало известным широким кругам… А вас ведь могли бы знать по песням из фильма «Республика ШКИД»: «По приютам я с детства скитался», «У кошки четыре ноги». Но люди в титры не смотрят, зато песни считаются народными.
- С. С.: Да, мало кто поверит, что песни беспризорников сочинил профессор Консерватории. Так же, как в то, что мои песни пел Владимир Высоцкий. Адепты Высоцкого уверены, что Владимир Семёнович мне их напел… А ведь умение здорово исполнить композиторскую песню - тоже талант.
В советское время работу для кино мы называли «халтурой», что неправильно. Зато теперь целый легион кинокомпозиторов величают звёздами шоу-бизнеса. Настораживает, что практически забыты те, кто писал и пишет серьёзную музыку. В других странах не так - ими гордятся.
Совесть - не в моде
- "АиФ": Интересно, а музыкальные «халтурщики» - примета исключительно нашего времени?
- С. С.: Чайковский, будучи рецензентом одной из московских газет, немало претерпел в полемике с никому ныне неведомым халтурщиком Славянским. Его Петру Ильичу ставили в пример, над ним смеялись. Баха считали слишком «учёным», Моцарту эрцгерцог говорил: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт, для наших ушей».
Сейчас не только в музыке, но и во всех сферах жизни профессиональная работа ценится меньше, чем халтура и надувательство. Совесть не в моде.
- "АиФ": Всё-таки язык современной музыки мало кому понятен…
- С. С.: В музыке больше правды о современности, чем в театре, литературе. Писатели что-то мало выпускают смелых романов о нашем времени, а только о сталинском, хрущёвском, брежневском. В советскую эпоху писали смелее.
- "АиФ": Может ли помочь музыкантам государство?
- С. С.: Если царь приходил на оперу Чайковского, то все приближённые начинали ценить композитора. А театры - ставить его оперы и балеты. Меценаты - Мамонтов, Беляев - были люди независимыми и имели собственный вкус. Каков музыкальный вкус человека - таков и он сам.
Если бы чиновники иногда посещали хотя бы классическую оперу, я уж не говорю о симфонических концертах! Они ведь не были ни на одном концерте Ростроповича. А за границей на его выступлениях за честь считали побывать коронованные особы, президенты. И когда российские критики развернули травлю Ростроповича, в печати только ваш покорный слуга вступился за него. В конце концов Ростропович обиделся и перестал выступать в России.
- "АиФ": Как вы не боялись быть «бретёром», писать авангардную музыку в советское время?
- С. С.: Натура такая. В быту я непрактичный, даже мямля. Меня легко обмануть, что часто и случается. Но в гражданских и творческих делах я упрямый, не запугаешь.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть