Примерное время чтения: 5 минут
297

Композитор Слонимский: «Чиновникам надо посещать оперу!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 21/07/2010

В резервации

- Назывался фестиваль «Стена к стене, и за стеной», - рассказывает Сергей Михайлович. - Идея в том, что в Восточной Европе за железным занавесом тоже была настоящая музыка. Не только традиционная, но и с поисками, авангардная. Проходил фестиваль с 11 утра до 12 ночи. Я с удовольствием прослушал весь марафон. Мои произведения исполнил Камерный оркестр Петербургской филармонии, а дирижёр и солисты были американскими.

- "АиФ": В России серьёзных современных композиторов - и своих, и зарубежных публика знает гораздо меньше, чем классиков. Можно ли переломить ситуацию?

- Сергей СЛОНИМСКИЙ: Я сторонник смешанных концертов, на которых звучала бы и классическая, и современная музыка. Её не нужно помещать в резервации, боясь, что люди не воспримут. Недавно в Филармонии играли мой Концерт для трех электрогитар и симфонического оркестра, а в первом отделении - симфонию Мендельсона. Если бы в каждый концерт включали произведения ХХ века, тогда и между композиторами было бы меньше свары.

- "АиФ": В серьёзной музыке происходят скандалы, не уступающие шоу-бизнесу. Одна история вокруг Михаила Плетнёва чего стоит!

 - С. С.: Я знаю, сколько безнаказанных историй проходит в нашей театрально-оперно-балетной и музыкальной жизни, гораздо худших, чем та, которая разворачивается вокруг замечательного пианиста. Как заманивают молодых людей в «голубую мафию» возможностью сделать карьеру. Я не являюсь гонителем какого-либо меньшинства, но, мне кажется, гордиться принадлежностью к нему и представлять себя «солью земли и сверхчеловеками» - неверно.

- "АиФ": Благодаря скандалу имя пианиста стало известным широким кругам… А вас ведь могли бы знать по песням из фильма «Республика ШКИД»: «По приютам я с детства скитался», «У кошки четыре ноги». Но люди в титры не смотрят, зато песни считаются народными.

- С. С.: Да, мало кто поверит, что песни беспризорников сочинил профессор Консерватории. Так же, как в то, что мои песни пел Владимир Высоцкий. Адепты Высоцкого уверены, что Владимир Семёнович мне их напел… А ведь умение здорово исполнить композиторскую песню - тоже талант.

В советское время работу для кино мы называли «халтурой», что неправильно. Зато теперь целый легион кинокомпозиторов величают звёздами шоу-бизнеса. Настораживает, что практически забыты те, кто писал и пишет серьёзную музыку. В других странах не так - ими гордятся.

Совесть - не в моде

- "АиФ": Интересно, а музыкальные «халтурщики» - примета исключительно нашего времени?

- С. С.: Чайковский, будучи рецензентом одной из московских газет, немало претерпел в полемике с никому ныне неведомым халтурщиком Славянским. Его Петру Ильичу ставили в пример, над ним смеялись. Баха считали слишком «учёным», Моцарту эрцгерцог говорил: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт, для наших ушей».

Сейчас не только в музыке, но и во всех сферах жизни профессиональная работа ценится меньше, чем халтура и надувательство. Совесть не в моде.

- "АиФ": Всё-таки язык современной музыки мало кому понятен…

- С. С.: В музыке больше правды о современности, чем в театре, литературе. Писатели что-то мало выпускают смелых романов о нашем времени, а только о сталинском, хрущёвском, брежневском. В советскую эпоху писали смелее.

- "АиФ": Может ли помочь музыкантам государство?

- С. С.: Если царь приходил на оперу Чайковского, то все приближённые начинали ценить композитора. А театры - ставить его оперы и балеты. Меценаты - Мамонтов, Беляев - были люди независимыми и имели собственный вкус. Каков музыкальный вкус человека - таков и он сам.

Если бы чиновники иногда посещали хотя бы классическую оперу, я уж не говорю о симфонических концертах! Они ведь не были ни на одном концерте Ростроповича. А за границей на его выступлениях за честь считали побывать коронованные особы, президенты. И когда российские критики развернули травлю Ростроповича, в печати только ваш покорный слуга вступился за него. В конце концов Ростропович обиделся и перестал выступать в России.

- "АиФ": Как вы не боялись быть «бретёром», писать авангардную музыку в советское время?

- С. С.: Натура такая. В быту я непрактичный, даже мямля. Меня легко обмануть, что часто и случается. Но в гражданских и творческих делах я упрямый, не запугаешь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах