При этом он ведёт замкнутый образ жизни, выступает очень редко. А если и даёт концерт, то играет на рояле… надев на голову наволочку. Его считают и гением, и сумасшедшим. Хотя одно другому не мешает. Недавно маэстро исполнилось 85 лет.
«Ничего не понимают!»
На киностудии «Ленфильм» организовали чествование композитора. Подарили букет и… тёплую куртку. Хотели ещё и ботинки, но Олег Николаевич отказался, сославшись на то, что у него и так хорошие. Однако из «хороших» торчали надетые внутрь полиэтиленовые пакеты. Если бы мастер жил на Западе, то был бы богатым человеком. Ну, а у нас он обретается в Комарово, в маленькой комнате, в которой едва помещается рояль. Говорят, что на нём он и спит, и ест.
Несмотря на материальные трудности, Каравайчук не даёт коммерческих концертов. Выступает только тогда, когда самому это интересно. Иногда композитор играет с открытым лицом, чаще - в знаменитой цветной наволочке. Её назначение он объясняет так:
- Надеваю, чтобы внешний артистизм не соединяли с моей музыкой. Если у меня будет открыто лицо, они мою мелодию по-другому воспримут. А мне важно, чтобы слушали не артиста, с гениальным артистизмом играющего гениально артистическую музыку, а чистые ноты.
Не все собравшиеся на «Ленфильме» смогли долго воспринимать «гениально артистическую музыку». Когда несколько человек покинули зал, Каравайчук прервал киноконцерт, в отчаянии восклицая: «Они ничего не понимают!»
- Я пишу музыку по-другому, чем композиторы, - поясняет сам Олег Николаевич. - Моя музыка обрубила классику, которую я ненавижу. Потому что в виде классической формы человек дал обыгрыш своей врождённой ничтожности. Я показал, что все мелодии Европы, особенно вальсы, которые специально включил в своё произведение, лелеют грусть и тщедушность. И человеку это очень нравится. Ему почему-то кажется, что он такой великий, у него такая душа, такие эмоции, нежность! Но он жалок, как тряпка. Поэтому Европа и умирает, сама музыка показывает, что она и не могла долго жить.
Музыка на крови
Я регулярно по понедельникам сочиняю новую музыку, непредсказуемую, от первой ноты до последней, сочиняю сразу - это мой метод. Иначе нет музыки, потому что когда её делают, это монтаж, низкое искусство, «киношка».
А в кино меня всегда предавали. Режиссёры, ничего не понимая, довели до вегетативного невроза. Меня выгоняли, говорили, что исписался, брали другого композитора, потом опять возвращались ко мне. Вот для Сергея Бондарчука я написал музыку к картине «Красные колокола» про революцию. Когда фильм показали высокому начальнику, тот сказал: «Убрать композитора, его музыка нарушает план вооружённого восстания».
И режиссёр, вместо того чтобы меня защитить, взял другого. Через несколько лет я встретил его на «Мосфильме». Он почти заплакал: «Ты мне такую музыку написал, на крови, а я тебя выгнал. Прости меня». Простил, конечно.
Режиссёр Авербах долго не принимал моей музыки к картине «Монолог», говорил, что я порчу ему фильм. А потом признался: «С твоей музыкой у моей картины получилась совсем другая метафизика».
Я чудом выживаю - благодаря тому, что сочиняю. Недавно написал музыку к немым фильмам «Броненосец «Потёмкин», «Стачка», «Октябрь», «Бежин луг». А свой «преклонный возраст» терпеть не могу, потому что чувствую себя очень молодо.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть