Игорь Вдовин живет в Петербурге, а его музыка - там же и далее везде. Список тех, кто заказывает композитору Вдовину музыку, блистателен: Рената Литвинова - для фильма "Богиня", МХТ - для спектакля "Вишневый сад", Денис Симачев - для показов своих модных коллекций. "Из раннего" у Игоря - группа "Ленинград", к рождению которой он причастен наравне со Шнуром. "Из последнего" - пассакалья для фэшн-концерта пианиста Алексея Гориболя в Эрмитажном театре и музыка для фильма Алексея Германа-младшего "Гарпастум".
В сторону вечности
- Вы написали музыку для фэшн-концерта, концерта модной музыки. А если вас назовут фэшн-композитором, не обидитесь?
- У меня скептическое отношение к слову "фэшн". Мало кто может объяснить, что это такое. Все говорят, никто не понимает. Во всем этом есть какая-то сиюминутность. Сегодня ты модный, а завтра никому не нужный, да? Хотелось бы этого избежать. Двигаться потихоньку в сторону вечности.
- Модным себя не считаете?
- Честное слово - нет. Ну, есть какой-то успех, если это не слишком громко звучит. У меня получается более-менее хорошо делать свою работу.
- Но начинали вы, насколько я знаю, не с музыки, а с живописи.
- Это точно громко звучит. В детстве ходил в художественную школу, но с рисованием не пошло. А потом лет до пятнадцати был спорт - единоборства, теннис. И только потом увлекся музыкой.
- Училище Мусоргского так и не закончили?
- Не-а, бросил.
- Зачем же тогда после армии туда возвращались?
- Думал, что все сложится иначе. Но уже вовсю затевался "Ленинград", и было много разной другой работы. А в училище со мной в группе были четырнадцатилетние девчонки, и я себя странно чувствовал. Классическая гитара, на которую я поступал, перестала меня интересовать, а все, что было нужно, я мог взять самоучкой.
- В армию пошли себя испытать?
- Так получилось. Служил во внутренних войсках, а потом здесь, в Питере, попал в музыкальную часть. Играли на офицерских мероприятиях. На самом деле было круто, для музыканта концертный опыт важен. Расстаешься с комплексами, про стеснение забываешь. Мы много ездили по северо-западным частям. Выступаешь на какой-нибудь зоне под Мурманском перед охранниками... Этих людей сложно чем-то удивить. Такой сюрреализм.
Развод со Шнуром
- Кто придумал дать группе патриотическое имя "Ленинград" - вы или Сергей Шнуров?
- Это Шнуров придумал.
- Ваши с ним дороги разошлись, когда вы, солист, не поехали на московский концерт "Ленинграда", и Шнур там впервые запел. Вы специально туда не поехали?
- Думаю, да. Я тогда, насколько помню, не очень хорошо себя чувствовал, но если бы действительно хотел поехать, то, наверное, меня бы это не остановило.
- Развод был болезненным?
- Для меня не слишком. Для него, наверное, тоже.
- Вы своим уходом открыли дорогу вокалисту Шнуру?
- Может быть. В какой-то момент мне стало ясно, что ему нужно быть лидером.
- Но вы же тоже себя лидером ощущали?
- Я им и был, но мне это становилось все менее интересно и хотелось серьезно заниматься электроникой. Сейчас попытаюсь сформулировать те свои ощущения: ну, поваляли дурака, и хватит. Я, кстати, не предполагал, что у "Ленинграда" будет такая популярность. Мы же придумывали все это как шутку. Кухня, две гитары: Но то, что делает Шнуров сейчас, мне нравится. Он умудряется не потерять лицо, хотя и позволяет себе разные конъюнктурные штуки вроде песен к фильму "Личный номер".
- Вы имеете в виду идеологическую конъюнктуру?
- Да, все эти дела.
- Вы никогда бы на такое не согласились?
- Я мог бы сказать: нет, никогда. Но я не знаю. Может, если предложат пятьсот тысяч евро, соглашусь. Хочется "Бентли":
- А чем ваш черный "Ягуар" не хорош?
- Всем хорош, любимая игрушка. У меня был выбор - "мерс" или "Ягуар". Больше понравился "Ягуар". Красивый, только в ремонте дорогой.
- Любите скорость?
- Люблю мощность, старт с перекрестка.
- Важно всех "сделать"?
- Важно понимать, что в принципе это можешь.
Все строится на доверии
- Вы покладистый сотрудник для режиссера?
- В последнее время покладистее становлюсь. Может, потому что уже за тридцать. Раньше было так: вы мне заказали музыку, ну и не учите ее писать. Сейчас понимаю, что все строится на компромиссах и на доверии друг к другу.
- К Ренате Литвиновой доверие было?
- У нее ко мне было. Она сразу прониклась.
- А младший Герман как на вас вышел?
- Ему вроде бы понравилась музыка к "Богине", и продюсеры меня спромоутировали. Я слышал такую историю, которая мне нравится: они хотели обратиться к Гии Канчели, показали ему мои наброски, и он одобрил, мол, отличная музыка. Канчели я очень уважаю.
- А еще кого?
- Рыбников, Артемьев, Зацепин, пожалуй. Боюсь кого-нибудь не вспомнить и обидеть.
- Тогда из ушедших.
- Высоцкий, Шостакович.