Матвиенко взялась за шланг

   
   

Наступление российских властей на нефтяную империю ЮКОС совпало с наступлением питерских властей на своих бензиновых королей. В прошлую пятницу Валентина Матвиенко "построила" в Смольном представителей топливных компаний. Последние оказались, по сути, перед тем же выбором, что и Михаил Ходорковский: либо терять свое положение, либо играть по правилам, предложенным властью.

Вам в городе великом жить

Для Ходорковского "игра по правилам" означала "не лезть в политику". Питерским нефтетрейдерам, чтобы выжить на рынке, придется помогать бюджету северной столицы.

Валентина Матвиенко поставила их перед выбором - тем, кто не начнет платить топливные акцизы в городскую казну, придется "заморозить" свой бизнес. Для начала администрация Санкт-Петербурга не допустит их к строительству новых АЗС, количество которых на берегах Невы в ближайшие годы удвоится (вырастет с 258 до 500). А в перспективе ослушников ждут "административные рычаги воздействия" и вообще несладкая жизнь. "Компании, которые не могут солидно работать, будут вытеснены конкурентным способом", - заявила губернатор.

Действующий российский закон позволяет торговцам выбирать, где рассчитываться за бензин с государством. Акциз не обязательно выплачивается там, где топливо попадает в бак автомобиля, - его может заплатить поставщик в самом начале цепочки, пополнив, к примеру, бюджет Тюменской области. В результате в свой бюджет Санкт-Петербург в 2003 году вместо 2,7 миллиарда "топливных" рублей получит чуть больше полумиллиарда.

За тремя зайцами

Столь серьезная недоимка в следующем году никак не устроит нового губернатора. Валентине Матвиенко на прошлой неделе и так досталось от общественности "на орехи" за проект бюджета-2004.

Городской парламент принял в первом чтении скромный проект с 80 миллиардами доходов и 3,7 миллиарда дефицита. Причем многие депутаты выражали недовольство, но все равно голосовали "за". Главный же парадокс состоит в том, что проект бюджета разрабатывался еще старым городским правительством и во время недавней избирательной кампании нещадно критиковался видными экономистами из "команды" будущего губернатора. В частности, профессор Михаил Бродский, отвечавший в Проектном комитете Валентины Матвиенко за вопросы бюджетно-финансовой политики, а сейчас представляющий губернатора в ЗакСе, утверждал, что бюджет-2004 не может быть меньше 105 млрд. рублей.

"Наезд" на топливные компании ("Почему так неуважительно относитесь к городу, в котором работаете?") позволяет Валентине Матвиенко убить сразу нескольких зайцев. "Подобрав" лежащие у всех на виду деньги, губернатор покажет, что огорчаться и зацикливаться на цифрах бюджета не стоит: предвыборные обещания все равно будут выполнены. Положено начало формированию образа нового градоначальника - решительной и строгой женщины, русского варианта Маргарет Тэтчер. Но самое главное, что под флагом борьбы за пополнение бюджета в Санкт-Петербурге началось давно ожидавшееся переключение финансовых потоков.

Акциз на службе

Во времена Владимира Яковлева топливный бизнес в Питере сблизился и с властью, и с криминалом. Город сотрясали то скандалы вокруг поставок топлива муниципальным предприятиям, то выстрелы по "бензиновым королям". Большую часть питерского топливного рынка контролируют три местные компании - Петербургская топливная компания, "Балт-трейд" и "Фаэтон". ПТК уже платит акцизы в бюджет Санкт-Петербурга. Однако в целом возможности местных торговцев по части "безакцизного" бензина не сравнятся с возможностями российских гигантов.

"Лукойл", не контролирующий сегодня даже 10% питерского рынка, и "Сургутнефтегаз" уже выразили готовность поставлять на берега Невы в неограниченных количествах такое топливо, за которое никто в других регионах не платил. Крупным корпорациям нужны "живые" заправки, "федералам", посадившим в Смольный своего губернатора, - финансовый ресурс, прежде замыкавшийся на старую питерскую "семью". Их интересы сошлись. Какие совместные действия последуют, уже понятно. Если не выйдет с местами под новые АЗС, найдутся другие средства. Например, контроль за качеством отпускаемого топлива. Этот вопрос тоже поднимался Валентиной Матвиенко на недавнем совещании в Смольном.

Пока неясно только одно - как конкретно будет выглядеть переделанный топливный рынок. По информации "АиФ-Петербург", речь идет не только о продаже местными операторами своего бизнеса. Ближе к концу ноября "яковлевских" нефтетрейдеров может с успехом заменить некий новый топливный холдинг, созданный структурами, близкими к новой власти.

Смотрите также: