С начала сентября в Петербурге дорожают маршрутные такси. В иные "форды" и "газели" без 17 рублей уже не сядешь. Недовольных пассажиров "посылают" в лучшем случае на АЗС - интересоваться ростом цен на топливо. Повлиять на перевозчиков сегодня не в состоянии даже Смольный.
Отмена всех ограничений
Стоимость проезда в "маршрутках" городские власти перестали регулировать еще 5 лет назад. Теперь, чтобы сменить вывешенный в салоне ценник, автопредприятию достаточно отправить в Комитет по транспорту расчет себестоимости и обоснования тарифа.
Бензиновая лихорадка - отличный повод рассчитать себестоимость на новый лад. Топливо у питерских оптовиков в конце августа выросло на 80 копеек за литр, а в рознице до конца сентября, согласно прогнозам, повышение составит 1,2-1,6 рубля. Причем дорожает не только бензин. За последний год вдвое поднялась в цене резина. "По большому счету, у нас нет никаких ограничений, кроме морально-этических, - считает заместитель генерального директора ОАО "Третий парк" Михаил Богданов. - Но мы же не изверги".
"Третий парк" повысил стоимость проезда не на всех 120 обслуживаемых им маршрутах. По словам г-на Богданова, часть машин его фирма взяла в лизинг и уменьшать платежи по соответствующим договорам не имеет права. На "лизинговых" линиях такса и выросла в первую очередь. А если, к примеру, "форды", курсирующие от проспекта Авиаконструкторов к станции метро "Пионерская", лизингом не обременены, то проезд на них по-прежнему обходится в 14 рублей.
Конкуренты не дают разогнаться
Для крупных перевозчиков, вроде "Третьего парка", удержание цен на части маршрутов - демонстрация не только доброй воли, но и собственных возможностей. Когда на линии каждый день отправляешь 1100 машин или около того, за счет одних направлений (где пассажиропоток интенсивнее) можно покрыть издержки других.
Богданов и его коллеги считают этот фактор первоочередным. Вместе с тем, руководитель одной из крупных компаний-перевозчиков откровенно признался "АиФ-Петербург", что от тотального взвинчивания цен "маршруточников" удерживает и конкуренция. "Если б мы сегодня сделали проезд 20 рублей, то, скорее всего, потеряли бы пассажиров на какое-то время. Ведь многие маршруты сейчас дублируются другими компаниями, и народ просто "пересел" бы к ним и на общественный транспорт. Но, думаю, что конкуренты быстро подтянулись бы к нашим тарифам, и все вернулось бы на круги своя".
В самом деле, маршруты вроде К-21 на Ржевке, где в другой транспорт попросту не сесть, подорожали одними из первых. А вот проверять в массовом масштабе, скоро ли "подтянутся" к новым ценам мелкие перевозчики (и подтянутся ли вообще?), акулы маршрутного бизнеса не торопятся. Если конкуренция исчезнет, кто или что умерит их аппетиты? Между тем, задуманная в Петербурге реформа общественного транспорта как раз и должна стереть с карты города маршруты-"дублеры".
Реформой по карману?
Сегодня в Петербурге пять перевозчиков обслуживают около 70% коммерческих маршрутов, а оставшиеся 30% маршрутов делят между собой еще 40 предприятий. "Оптимизируя" движение общественного транспорта, чиновники ориентируются как раз на крупные фирмы. Даже согласительную комиссию по транспортной реформе от перевозчиков возглавляет не кто иной, как Михаил Богданов.
Со второй попытки (первую провалили через суд мелкие перевозчики и Антимонопольный комитет) преобразования питерского транспорта мыслятся так. С 2006-го по 2010 год половина перевозок социальными автобусами передается частным предприятиям через конкурсы. Претендентов вначале поделят на качественных и остальных. Те, кто обладает инфраструктурой, необходимой "для обеспечения безопасности пассажиров и предоставления качественных услуг" (предрейсовый осмотр, ремонтная база, наличие автобусов большой вместимости и стоянок для их хранения), пройдут квалификацию и поведут спор за лоты-маршруты. Выиграет тот, кто попросит у города меньше дотаций. Причем чиновники хотят "нагрузить" частные компании из расчета 1:6 - один автобус социальной сети на шесть машин сети коммерческой.
Вопрос формирования тарифов - один из самых сложных. В аппарате вице-губернатора Олега Виролайнена "АиФ-Петербург" сообщили, что город, скорее всего, установит для перевозчиков так называемый верхний предел, поднимать цену выше которого они будут не вправе. Поможет ли такая мера - большой вопрос. Мелкие перевозчики отвечают на него отрицательно.
"Если на рынке пассажирских перевозок останутся только крупные компании, от соблазна взвинчивать цены их не удержит никто и ничто, - убежден президент Ассоциации независимых перевозчиков Андрей Колосов. - Поскольку бензин дорожает, задуманный верхний предел достигнут будет очень быстро. И городскому правительству придется прибегать к дополнительным субсидиям. Откуда Смольный возьмет деньги?"
10 пишем, 12 в уме
Если вспомнить, как дорожали за три последних года бензин, маршрутки и общественный транспорт, получатся почти параллельные линии. И если бензин, сообразно прогнозам, поднимется до 17 рублей за литр, то "пунктир" проезда в общественном транспорте и метро выведет на показатель "12".
С экономической точки зрения, подорожание метро, троллейбусов, трамваев и социальных автобусов неизбежно. Политическое решение на сей счет - вопрос времени. Разговор на эту тему в правительстве чуть было не состоялся уже в начале сентября, на закрытом совещании, посвященном ходу транспортной реформы. По словам одного из участников мероприятия, идею восприняла в штыки Валентина Матвиенко. Губернатор заметила, что даже к обсуждению этого вопроса она будет готова приступить только тогда, когда будут представлены очень серьезные аргументы. Между тем, официального подтверждения такой позиции губернатора "АиФ-Петербург" получить из Смольного не удалось. По-видимому, подчиненные не хотят, чтобы Валентина Матвиенко уподоблялась Борису Ельцину, обещавшему когда-то "лечь грудью на рельсы".