Вслед за повышением стоимости проезда в общественном транспорте городское правительство намерено провести революцию маршрутной сети. Уже с апреля схема движения автобусов может кардинально поменяться. В основном это коснется "маршруток", многие из которых просто исчезнут с городских улиц. Революция проводится под лозунгом повышения комфортности и безопасности проезда пассажиров. Однако на деле она может обернуться очередным повышением тарифов и разрушением привычных транспортных связей.
Вперед, к монополии?
Периодически декларируя необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, Смольный на деле проводит политику выдавливания мелких предпринимателей из бизнеса. Первыми пострадали владельцы торговых павильонов на остановках общественного транспорта. Под лозунгом "цивилизованной торговли" городская администрация намерена снести ларьки на остановках. Соответственно, ларечники лишатся своего бизнеса. Зато крупные торговые сети получат новых покупателей.
Теперь настала очередь мелких и средних частных перевозчиков. Несмотря на их протесты, в конце января Комитет по транспорту провел конкурс на право осуществления пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах. Итоги конкурса еще неизвестны. Однако условия конкурса были составлены так, что из более чем полусотни работающих в городе транспортных предприятий принять участие в нем смогла едва ли половина перевозчиков.
Суть реформы в том, что город разбивается на 62 транспортные зоны, каждую из которых будет обслуживать один перевозчик. В своей зоне он должен обеспечить движение как на "социальных", так и на "коммерческих" маршрутах. Поэтому одним из главных условий конкурса было наличие у перевозчика автобусов большой вместимости. Таковых в городе раз, два и обчелся. Если конкурс признают состоявшимся, произойдет передел транспортного рынка в пользу двух-трех крупных транспортных компаний.
"Раньше городу были нужны ларьки, теперь крупные торговые сети, - рассуждает президент Ассоциации перевозчиков наземного транспорта Алексей Блинов. - То же самое и в транспорте. Город сделал ставку на крупных перевозчиков, которые могут привлечь в свой бизнес инвестиции".
Цены вырастут?
Во вторник на заседании правительства был принят новый закон "О наземном маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге". Теперь его должны утвердить депутаты ЗакСа. Документ подводит законодательную базу под новые правила игры на транспортном рынке. Объединение "социальных" и "коммерческих" маршрутов у одного перевозчика, по мысли председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка, позволит снизить нагрузку на городской бюджет. Частные перевозчики получают сверхприбыли, а социальный транспорт выживает лишь за счет бюджетных дотаций, утверждают чиновники. Теперь убытки от социальных перевозок транспортники будут покрывать за счет коммерческих, и не станут просить денег у города.
На словах выглядит красиво. Однако никто из транспортников-реформаторов не может пояснить, почему мелкие частники умудряются получать сверхприбыли, устанавливая тарифы на уровне "социальных" маршрутов. "В прошлом году на двух моих маршрутах действовали тарифы в 8 и 12 рублей, - признается один из частных перевозчиков. - Повышать их я не собирался. Однако в начале осени в Комитете по транспорту мне намекнули, что цены пора поднимать, иначе у меня могут возникнуть проблемы. Пришлось установить новые тарифы в 10 и 14 рублей".
Как только на транспортном рынке возникнет монополия, цены на проезд в общественном транспорте снова поползут вверх, уверены мелкие частники. Двум-трем компаниям легче договориться о повышении тарифов, чем убеждать в этом полсотни перевозчиков. Апеллировать при этом они будут все к той же убыточности социальных маршрутов.
Маршрутки сократят?
Ряд частных перевозчиков уже подали в суд на незаконность нового конкурса. "Я работаю на маршруте К-91 почти 10 лет, - говорит частный предприниматель Сергей Юрепин. - Я его разработал, я его "прикатывал", работая на грани рентабельности, и горожане привыкли им пользоваться. Условия нового конкурса не позволяют мне в нем участвовать. Таким образом, у меня просто отнимают бизнес, созданный моими руками".
Пикантность ситуации в том, что, по федеральному законодательству, для того чтобы заниматься пассажирскими перевозками, достаточно иметь лицензию. Любые дополнительные ограничения, например наличие автобуса определенной вместительности, незаконны.
Мелким частникам предлагается заключать субдоговоры с крупными транспортными компаниями. Однако вряд ли им предложат обслуживать выгодные маршруты. Так или иначе, им придется свернуть свой бизнес. Не случайно новая маршрутная сеть, которую планируют ввести с апреля, предусматривает ликвидацию полутора сотен коммерческих маршрутов. "Транспортная революция", безусловно, выгодна крупным транспортным компаниям. Прежде всего ГУП "Пассажиравтотранс", который владеет самым большим парком вместительных автобусов. Кроме того, говорят, что транспортный рынок "зачищается" под одну из крупных московских транспортных компаний. Повысится ли от транспортной реформы комфортность и безопасность проезда пассажиров, еще большой вопрос.