Мысль воспользоваться общественным транспортом (за исключением, конечно, метро) приходит в голову, только если никуда не торопишься. Сначала проторчишь в ожидании на остановке, а потом будешь еле-еле тащиться в пробке. На маршрутке быстрее. Но значительно дороже. Будут ли чаще ходить автобусы и троллейбусы, повысится ли стоимость проезда, зачем нужны смарт-карты льготникам и каковы перспективы питерского трамвая, мы спросили у председателя Комитета по транспорту Александра ДАЦЮКА.
По смарт-карте удобнее?
- Александр Макарович, льготникам начали выдавать единые проездные на основе смарт-карты. Но при этом в транспорте контролеру необходимо предъявлять еще и паспорт. Зачем?
- Паспорт нужно было предъявлять и раньше, когда у всех были бумажные карточки. Но тогда еще надо было иметь при себе документ, удостоверяющий право на льготу. Теперь таким документом является сама смарт-карта. Так что система только упростилась.
- Многие напуганы тем, что в новой карточке существует ограничение по количеству поездок в метро:
- Никаких ограничений на количество поездок ни в метро, ни в наземном транспорте у льготных карточек нет. Она действительна ровно месяц со дня активации. Вновь ее активировать можно в любой день. Можно заранее, не дожидаясь, пока окончится срок ее действия. А можно спустя какое-то время. Например, если пенсионер летом уезжает на дачу, то в первый же день по возвращении он вносит на карту деньги за следующий месяц и сразу же может ею воспользоваться. Думаю, скоро все поймут, что смарт-картой пользоваться гораздо удобнее.
- Активировать карточку надо в кассах метрополитена. Наверняка, очереди в них вырастут:
- Мы открыли в метро 90 дополнительных касс. Сейчас рассматриваем возможность организовать дополнительные пункты для продления сроков действия единых карточек льготников вне пределов метро. Но конкретные места назвать пока не могу.
- В метро льготник со смарт-картой может пройти через любой турникет, а как будет организован контроль в наземном транспорте?
- Все кондукторы будут иметь специальные приборы, валидаторы, для считывания информации со смарт-карт. Они получат их в январе. Пока нет валидаторов, достаточно просто предъявить кондуктору смарт-карту.
Интервалы станут меньше
- По городу ходят слухи, что с января стоимость проезда в общественном транспорте вырастет до 12 рублей:
- Сегодня речь об изменении действующего тарифа не идет.
- Многие городские маршруты имеют очень большие интервалы. Дождаться нужного автобуса невозможно, приходится переплачивать и пользоваться маршрутками. Когда наземный транспорт начнет ходить регулярно?
- Мы работаем над этой проблемой. В 2004 году почти половина городских маршрутов имела интервалы выше 20 минут. Сегодня такой большой интервал сохранился только у четверти маршрутов. Но сокращение интервалов - не самоцель. Есть штучные маршруты, где ходит несколько автобусов, и коротких интервалов не нужно. Есть напряженные маршруты, которые требуют трех-пятиминутного интервала. Их мы будем усиливать в первую очередь. В конце декабря должен завершиться конкурс на право осуществления пассажирских перевозок. На социальные маршруты придут частные перевозчики. И тот подвижной состав, который высвободится у "Пассажиравтотранса", мы направим на наиболее напряженные маршруты.
Кроме того, мы запустили в опытную эксплуатацию систему организации приоритетного пропуска троллейбусов и автобусов на Суворовском проспекте. Система дает возможность оператору в центре управления видеть местоположение каждого конкретного автобуса или троллейбуса на трассе. И если позволяет дорожная обстановка, то при приближении автобуса к перекрестку светофор автоматически переключается на зеленый. Тем самым увеличивается скорость проезда общественного транспорта. Кроме того, система предусматривает размещение на остановках электронных табло с информацией о том, через сколько минут подойдет тот или иной маршрут. Пока установлено четыре таких табло.
Посмотрим, как эта система будет работать на Суворовском проспекте, и, думаю, в следующем году мы расширим ее действие на Невский проспект, а в перспективе и на весь центр города.
- Это отдаленная перспектива, а пока не на всех остановках есть информация даже о том, какие маршруты здесь останавливаются:
- Сейчас идет работа по монтажу новых остановочных павильонов. Там будет размещаться схема маршрутов. Но переделать одновременно 3800 остановок наземного транспорта невозможно. Пока смонтировано около полутора сотен новых павильонов. В следующем году обновится еще около тысячи остановок.
Трамвай будет развиваться
- Долгие годы идут споры о судьбе питерского трамвая. Какова сегодня политика города по отношению к этому виду транспорта?
- Там, где трамвай перевозит в сутки от 500 до 1,5 тысячи человек, он малоцелесообразен. Но когда речь идет о пассажиропотоке в 10 тысяч человек в сутки, автобусам уже не справиться, и без трамвая не обойтись. Сейчас "Горэлектротранс" заказал работу по развитию трамвайной сети. Есть наметки по реконструкции существующих линий по системе ускоренного движения. Они предусматривают не только ремонт путей, но и организацию приоритетного пропуска трамвая на перекрестках. Есть еще некоторые задумки. Но предметно о них лучше поговорить в начале следующего года.
- Говорят, что трамвайные пути уберут с Московского проспекта:
- Этот вопрос в стадии проработки. Возможно, трамвайное движение уберут с каких-то локальных участков. Но планов полного снятия трамвая с Московского проспекта нет.
- Существуют ли еще планы строительства трассы "Надземного экспресса" из Сосновой Поляны в Купчино?
- Да, сейчас готовится проведение конкурса среди потенциальных участников строительства. По его результатам будет выбрана фирма, которая представит наиболее выгодные предложения по качеству и технологии перевозок.