В Москве едва не каждые полгода открывают многоуровневые развязки, вводят станции метро, эстакады, закладывают парки и расширяют улицы. В Петербурге не могут построить один стадион. А о новых линиях подземки, комфортных пространствах горожанам приходится только мечтать.
Нет команды
«Наше отставание сложилось на протяжении десятилетий, - считает Дмитрий Травин, экономист, учёный. - Если проанализировать генеральные планы города, видно, как значимые объекты регулярно переносятся из одного документа в другой. Главная причина - острая нехватка средств, тогда как в Москву финансовые потоки шли постоянно. Картина не изменилась до сих пор. Действительно, сегодня доходы столицы почти в четыре раза больше, чем у Петербурга. В 2016-м на метрополитен, например, в первопрестольной выделено 150 млрд руб., тогда как в городе на Неве - в 7 раз меньше. Отличается и системный подход к проблеме. В Москве для контроля за тем же метро создали специальное подразделение - 90 человек, курирующих только подземку. Очевидцы говорят, что «ревизоры» из котлованов не вылезают. Внедрили передовые технологии, позволяющие строить быстрее и дешевле. В итоге затраты сократились минимум на 40%, а темпы выросли в 1,5-2 раза.
В Петербурге всё по-другому».
«Не покидает чувство, что у Смольного до сих пор нет внятной стратегии, видения будущего, - говорит Юрий Светов, историк, публицист. - Город как будто остановился в своём развитии и не может набрать ход. Особенно заметен «застой» в последнее время. Заморожен ряд важных проектов, продолжается кадровая чехарда. В администрации появляются люди, неизвестно откуда взявшиеся и непонятно почему назначенные на высокие должности. Затем они так же стремительно меняются на других. Полтавченко толком не удалось собрать команду, тогда как Собянин сумел сплотить единомышленников, способных выполнить поставленные задачи».
Областная судьба?
Конечно, внешне всё выглядит солидно. Так, в этом году на престижной инвестиционной выставке в Каннах и Международном экономическом форуме город выступал под лозунгом «Петербург - история успеха». Однако цифры говорят о другом: сегодня в городе реализуется всего 20 инвестпроектов. Тогда как в Ленинградской области 211! Так и остались на бумаге новый зоопарк, скоростной трамвай, завод по переработке твёрдых бытовых отходов, спортивно-концертный комплекс в Курортном районе и многие другие важные объекты. Причём прослеживается тревожная тенденция. Чиновники разрабатывают идею, тратят на подготовку миллионы, привлекают специалистов, но ничего не меняется.
Свежий пример - исторический Апраксин двор. Его масштабную реконструкцию задумали ещё 15 лет назад. Собирались сделать едва не петербургский Монмартр, вложили немало бюджетных средств. Однако на днях в очередной раз концепцию поменяли, а значит, начали всё сначала.
Прибавьте к этому медлительность в приятии решений. То, что в Москве решается за неделю, в Северной столице за год. Не случайно в рейтинге Агентства стратегических исследований (АСИ) Петербург по инвестиционной привлекательности не попал даже в первую двадцатку. И это ещё один тревожный звонок местной власти: такие проволочки сегодня - серьёзный тормоз при ведении бизнеса.
А пока петербуржцы с завистью наблюдают, как по всей Москве формируются так называемые общественные пространства, где удобно каждому. Парки, пешеходные улицы, катки, куда приходят тысячи человек, позволяют людям полноценно отдыхать, общаться. В Петербурге же всё пытаются сосредоточить преимущественно на Дворцовой площади, причём горожане на таких праздниках, как правило, пассивные зрители, а не активные участники. Стоят за ограждением и смотрят на огромные экраны, показывающие, что происходит на сцене.
Так что же, перед нами снова замаячил призрак статуса великого города с областной судьбой?
«Нет, в провинциальное прошлое мы не скатимся, - уверен Александр Ходачек, президент петербургского отделения Высшей школы экономики. - У нас солидный бюджет, устойчивое положение. Также мы относимся к городам-донорам, которых в стране всего 10. Однако нам надо разобраться с неправильным менеджментом и не тратить деньги на проекты, будущее которых малопонятно. А таких, как показывает реальность, всё больше»…
Мнение эксперта
Юрий Веселов, доктор социологических наук:
«Во-первых, в Москве элементарно больше денег. Бюджет столицы в три раза превышает петербургский, там сконцентрированы основные крупнейшие компании - налогоплательщики. Нам же из гигантов достались только «Газпром» и «Балтика». Налог на прибыль организаций составляет 25,4% доходов бюджета Санкт-Петербурга, а налог на физических лиц - более 43% (против 34% и 38% соответственно в Москве). То есть Северную столицу кормят сами петербуржцы, дотации из федерального бюджета также минимальны.
Во-вторых, Санкт-Петербург оказался без какой-либо внятной программы социально-экономического развития. Не определены ключевые точки роста, что и как мы должны делать - двигаемся фактически вслепую. При Матвиенко хотя бы была стратегия развития города, которой мы придерживались. Сегодня городские власти работают по принципу: меньше дел - меньше проблем.
Изредка выстреливающие проекты порой просто вызывают удивление. Например, строящаяся ради футбола станция метро «Новокрестовская», задача которой соединить Крестовский остров с долгостроем «Зенит-Ареной». Горожанам она просто не нужна.
В-третьих, Санкт-Петербург оказался заложником напряжённой внешнеполитической ситуации в целом. Сегодня по числу прямых иностранных инвестиций Россия находится на уровне Марокко.
И город из-за санкций и низкой инвестиционной привлекательности не может, как раньше, использовать зарубежный капитал для развития проектов».
Комментарий
Александр Минаков, урбанист:
«Появятся ли 26 станций метро в Москве за два года - это ещё бабушка надвое сказала, там тоже есть «ура-планирование». Но то, что столица ушла от нас далеко вперёд, очевидно. Например, Московская кольцевая железная дорога - это беспрецедентный проект для России и даже Европы, огромная заслуга столичных властей и РЖД. В Петербурге, при определённых вложениях в инфраструктуру, тоже есть возможность интегрировать железнодорожные линии в систему общественного транспорта. Подобного проекта нам не хватает, но никаких надежд на то, что он появится, нет. Амбициозные планы у нас исключительно в головах - воплощать их в жизнь никто не собирается.
Смешно, но весь город, включая вице-губернатора Албина, два года бился за то, чтобы маленький отрезок Большой Морской улицы сделать пешеходным. В итоге там, наконец, повесили «кирпич», переложили асфальт, но комфортного пространства горожане так и не получили.
Так устроен процесс принятия решений в городе - при полном отсутствии политической воли. В столице без страха берутся за масштабные проекты. При этом часто делают ошибки, впустую расходуют деньги, крушат, ломают - но доводят дело до конца. У нас всё умирает на стадии начинания».