Причин несколько. Надо закрыть и перенести 14 коммерческих маршрутов, состыковать расписание. Да и замена 150 видавших виды автобусов на 120 единиц новенькой комфортной техники требует времени.
Но гвоздем транспортной перестройки Невского должно стать выделение отдельной полосы для общественного транспорта. Во многих европейских столицах эта схема себя полностью оправдывает. И в нашем городе такие линии безопасности уже организованы на Лиговском проспекте, Большой Пушкарской улице. Но если Лиговке нововведение явно пошло на пользу, то на Петроградской оно работает слабо. За полчаса, которые мы провели на Большой Пушкарской, частники так забили выделенную полосу, что спешащая «скорая» там простояла минут пять. На ее отчаянные сигналы никто не реагировал, а стражей порядка не наблюдалось. То есть по правилам полоса есть, а на самом деле ее нет!
Заложники
Впрочем, в Комитете по транспорту утверждают, что на Невском все будет по-иному. Уже сейчас здесь практически невозможно припарковаться. Наша редакция находится напротив дворца Белосельских-Белозерских, и с проблемой, куда девать «железного коня», сотрудники газеты сталкиваются ежедневно. На всей протяженности главной магистрали появятся также камеры видеонаблюдения, так что лихач не уйдет.
Впрочем, скептики утверждают, что все эти меры не помогут. Слишком велик поток транспорта и низка культура вождения.
- Идея верна, - говорит директор Санкт-Петербургского центра высшего водительского мастерства Андрей Герасенков. - Однако надо разгрузить не только Невский, но и боковые улицы. А если учесть еще два «бутылочных горлышка» на площади Восстания и выезде на Дворцовую, даже страшно представить, что начнется на «свободном» Невском.
- 50 лет назад, когда формировались транспортные схемы, мало кто думал, что число личных автомобилей настолько возрастет, - рассказывает заместитель председателя Комитета по транспорту Станислав Попов. - Да и станции метро старались строить ближе к центру. А уже оттуда они радиально расходились на окраины. Сейчас пытаемся исправить положение, но это требует времени и огромных финансовых вливаний.
Не на пользу знаменитым улицам пошли и новые времена. С началом рыночных отношений большинство престижных торговых компаний хотели получить офисы именно здесь, поближе к ансамблям Росси и Кваренги. Как правило, такие места им предоставлялись. А значит, вместе с брендом на Невский въезжали тысячи дорогих больших лимузинов, бесцеремонно занимающих даже тротуары.
Частники - в объезд?
Сегодня крен в другую сторону. Чиновники недвусмысленно говорят, что их главная забота - обеспечить надежную работу общественного транспорта. Сделать так, чтобы пассажир мог вовремя попасть на городском троллейбусе из точки «А» в точку «В». Для этого, кстати, разрабатывается и так называемый единый тариф, когда человек сможет купить проездной билет и пользоваться им от автобуса до метро.
Ну а как же автомобильный кластер, который мы создаем вокруг Питера? Куда поедут
все эти десятки тысяч шикарных машин? Неужели по задворкам? Конечно, до радикальных запретов еще далеко. Но то, что для владельцев личных и коммерческих авто наступают не лучшие времена, очевидно. Вот и сейчас началась операция «Маршрутное такси». Острословы сразу же окрестили ее «охотой на маршрутки». Собственно, ничего плохого. Проверят езопасность «Газелей», профессионализм сидящих за рулем водителей. А для фиксации нарушений будут применяться «специальные технические средства». Только как бы и большинству рядовых водителей не попасть в разряд неугодных.