В кабинете заместителя начальника УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергея БАРАНОВА один из шкафов заставлен игрушечными гаишниками. 125 фигурок во всех образах и обличьях. Есть среди коллекции "сволочная" часть, где инспекторы с глумливыми лицами говорят: "Свистну - деньги будут". А есть добродушные, пузатенькие, напоминающие бравого солдата Швейка. Сергею Баранову по душе больше последний образ. Но и недостатков, присущих российским гаишникам, он не отрицает.
О вежливости и техосмотре
- Сергей Алексеевич, как вы оцениваете ситуацию с аварийностью на дорогах города и области?
- Критической я бы ее не назвал. Основное влияние на число ДТП оказывает количество машин на дорогах. Чем их больше, тем выше аварийность. Поэтому статистика меняется даже от того, зима стоит на дворе или лето. Второе - это условия для движения: освещенность, работа светофоров, состояние дорог, подготовка водителей и так далее. Здесь есть много вопросов. Например, сегодня разметка дорог осуществляется только на 70% от необходимого. Это плохо. Но мы добились хотя бы этого. Еще вчера размечалось не более 50% дорог.
Все упирается в финансирование. Существовало множество программ по обеспечению безопасности дорожного движения, но все они были декларативны. Сегодня ситуация меняется. Уже заложены деньги на реализацию программы безопасности дорожного движения в федеральном бюджете. Разрабатываются соответствующие программы в городе и области.
Есть еще один момент. Это отношения между водителями. Среди причин любого ДТП обязательно присутствует проблема хамства на дороге. Кто-то кого-то подрезал, тот разозлился и превысил скорость - в результате авария. И наоборот, вежливое отношение друг к другу может значительно снизить аварийность. Один пропустил, дал встроиться в поток, тот в ответ поблагодарил, помигав аварийкой. У обоих хорошее настроение. Это все равно что подарить женщине цветы и получить в ответ улыбку.
- У водителей портится настроение и от взаимоотношений с инспекторами ГИБДД. Раньше всех шерстили на наличие страховки. Теперь вдруг стали снимать номера за отсутствие техосмотра. Очередной месячник?
- Закон, разрешающий снимать номера за отсутствие техосмотра, вышел давно. Но мы сознательно им не пользовались, поскольку не был отработан механизм его реализации. Снял инспектор номер, где его хранить, как выдавать обратно? Сейчас эти вопросы решены. С другой стороны, мы дали водителям время адаптироваться. Все знали, что законодательство изменилось, так сходите и проведите техосмотр! Но без палки этого не произошло. Теперь спохватились. Когда за отсутствие техосмотра штраф был 50 рублей, станции диагностики стояли пустые. Стали снимать номера - и на СТО не пробиться.
- Сколько можно ездить без номеров? Говорят, что техосмотр надо пройти в течение суток:
- Без номеров ездить запрещено. Нарушение карается штрафом в 2,5 тысячи рублей. Другое дело, если их сняли только что и надо проехать на СТО, инспектор такого водителя, скорее всего, отпустит. Затянете прохождение техосмотра - придется ехать туда на эвакуаторе.
О законопослушности и взятках
- За неправильную парковку машину могут отправить на штрафстоянку. Но вот конкретный пример. На Владимирском проспекте поработал эвакуатор, и автомобили стоят вдоль тротуара. Но у расположенного там же казино шикарные авто стоят поперек дороги. Для них сделано исключение?
- Конечно, такого не должно быть. Возможно, в этом случае с нашей стороны нет должного контроля, но не потому что мы не хотим, а потому, что есть более значимые места, где должен работать инспектор. И согласитесь, что в результате нашей деятельности по многим улицам в центре стало проще ездить. Справедливо и то, что принудительную эвакуацию надо было бы проводить параллельно с работой по созданию стоянок. Но концепция парковок еще разрабатывается, и неизвестно, приживется ли в наших условиях. Это на Западе все законопослушные. У нас же можно наблюдать ситуацию, когда машину грузят на эвакуатор, а кто-то уже ждет, чтобы занять освободившееся место.
- Водителями подмечено: если инспектор на перекрестке вмешивается в работу светофора, обязательно образуется пробка:
- Инспектор не должен вывешивать плакат и объяснять, что он держит "зеленый" на минуту дольше, потому что в этом направлении на срочный вызов едет оперативная группа или идет профилактическая операция. С другой стороны, водитель, который стоит в пробке и видит регулировщика, не может знать всей дорожной обстановки. У нас отлажена система связи, и инспектор может работать в ущерб тем, кто стоит на этом перекрестке, но во благо тех, кому на соседнем в два раза хуже. Впрочем, не буду отрицать, что встречаются и просто нерадивые инспекторы.
- Есть нерадивые, а есть такие, что за определенную мзду простят и отсутствие ТО, и неправильную парковку, и выезд на встречную полосу:
- У нас есть служба собственной безопасности, которая борется со взяточничеством. Но можно ли его победить? Мы часть общества. Когда речь идет о медицине, то доктору все готовы отдать сколько угодно денег, лишь бы быть здоровым. Это вроде и взяткой не считается. И заметьте, ни один инспектор ГИБДД не скажет вам: "Дай денег". Как правило, провокация идет со стороны водителя, мол, я тороплюсь, давай решим вопрос на месте без протокола: А потом отъезжает и думает: за что я же ему 100 рублей дал, я ж ничего не нарушил. Не нарушил - не остановили бы.
О пробках и знаках
- На областных дорогах иногда можно встретить кустарно выполненные дорожные знаки. Зимой знаки часто заметены снегом. Кто за этим должен следить?
- Мы регулярно проверяем знаковое хозяйство на предмет соответствия ГОСТу. Кустарных знаков быть не должно. И в принципе им можно не подчиняться. Но, на мой взгляд, лучше лишний раз обезопасить себя, чем нарушить предписание такого знака. А по поводу запорошенных знаков хочу привести финский опыт работы. Там это вопрос водителя. Если перед ним запорошенный знак, он должен остановиться, почистить его, узнать, о чем он говорит, и только потом продолжить движение.
- Город задыхается от пробок. Что можно сделать с точки зрения ГИБДД?
- Мы опаздываем с точки зрения финансовых вливаний в инфраструктуру. Но это не единственная причина. Почему не было пробок, когда Петербург праздновал трехсотлетие? Потому что в том числе и методом запугивания мы ограничили въезд транспорта в город. Хочу привести пример Шанхая. Там с пробками борются разными методами. С одной стороны, там идет массовое строительство развязок на разных уровнях. Пока мы думаем, нужны трамвайные пути или нет, хороша в городе монорельсовая дорога или плоха, там приняли решение и действуют. С другой стороны, прежде чем приобрести машину, каждый житель Шанхая должен купить на аукционе номерной знак. Желающих много, знаков - ограниченное количество. Тысяча долларов, две, три - продано. Кто больше заплатит, тот имеет право купить автомобиль. У нас на 5 миллионов жителей - 1,2 миллиона автомобилей. В Шанхае на 15 миллионов - 700 тысяч. И пробок там нет.
- Вы предлагаете перенять недемократичный китайский опыт?!
- У нас это вряд ли возможно. Но есть повод задуматься.
- Кольцевая разгрузит город?
- Всех проблем она не решит. Уже сейчас надо думать о восстановлении асфальтобетонной кольцевой дороги, которая проходит в сорокакилометровой зоне от города. И уводить на нее большегрузный транзитный транспорт. Но это федеральная дорога, значит, надо решать вопрос в Москве.