Американские мосты - три железнодорожных моста через Обводный канал между автовокзалом и Атаманским мостом - вызывают разные эмоции. Те, кто преодолевает их сверху, по железной дороге, настроен по отношению к ним гораздо спокойнее, чем те несчастные, что вынуждены ездить под ними.
Сделано на совесть
Первый стальной "американец" соединил берега Обводного канала еще в 1888 году. Вот этот-то трехпролетный ныне старик и стал исчадьем ада для автомобилистов и гаишников. Остальные два, повыше, появились несколько позже. Тогда высота моста ломовых извозчиков устраивала. Место это сразу получило название "чертовой пасти" - долгое время под мостом не было освещения, и в эти 15 саженей мрака лошадей приходилось втаскивать буквально под уздцы.
Американскими мосты стали называться потому, что были построены по заокеанскому проекту, и такой запас прочности был вложен в эти сооружения, что они до сих пор стоят без крупных ремонтов. Отдел инженерных сооружений службы пути Октябрьской железной дороги мостами вполне доволен - свои функции они выполняют достойно. Но есть одно обстоятельство, которое не дает американским мостам жить спокойно, вернее, одному из них - той самой "чертовой пасти". Каждый день по два-три грузовика застревают под ним. Причина проста: под мостом может пройти только та машина, чьи габариты в высоту не превышают 3,4 м. А изрядное количество грузовиков сантиметров на двадцать выше. Влепившись со всего маху в мост, машина начинает либо пятиться назад, что ей удается, если она застряла чуть-чуть, либо спускать шины и пытаться проползти вперед, либо освобождаться от груза, если это возможно. Вокруг образуется пробка.
Почему же каждый день грузовики попадают в капкан? Как говорит заместитель начальника отдела инженерных сооружений Сергей Фисенко, ничем, кроме извращенной водительской логики, этот феномен объяснить нельзя: "Дорожные знаки есть, объезд мостов есть, но русское "авось" исправно загоняет грузовики под мост". Железнодорожники методично фиксируют на фотопленку наиболее крупные аварии, а также разрушения, которые грузовики наносят их ведомству. Весь нижний пояс самого старого моста покрыт ржавыми и свежими шрамами.
Прокрустовы габариты
Личные наблюдения вызвали подозрения относительно количества и качества дорожных знаков, предваряющих "чертову пасть". Нас больше интересовал южный берег Обводного канала - на северном и застреваний меньше, и вариантов объезда больше. К тому же иногородние грузовики попадают к нам в основном с южной стороны, а севернее проспекта Славы набережная Обводного - единственная возможность преодолеть все многочисленные железнодорожные ветки.
Действительно, сразу за автовокзалом на набережной висит знак "ограничение габаритной высоты - 3,4 м". Но он почему-то засунут в кусты, и если зимой его все-таки как-то видно (хотя под слоем грязи уже не слишком различимы цифры), то летом он оказывается весь в листве. Над дорогой висят ветхие щепки, которые, вероятно, когда-то были габаритными воротами. Дальше есть знак объезда на Нефтяную дорогу, но иногородний водитель ни за что не догадается, что эта кривая асфальтированная тропа и есть Нефтяная дорога.
Благополучно промахнувшись с Нефтяной дорогой, водитель влетает под первый мост. О радость! Он оказывается высоким. Дальше - второй мост. Он малость пониже, но тоже ничего. Водитель надеется, что и под третьим мостом обойдется - а вот тут-то он и попадается. Хорошо если успевает сбросить скорость. А если со всей дури бьет? Последствия этой дури можно видеть по всей длине моста.
Легковым машинам ехать под мост вслед за "высокорослым" грузовиком опасно. Бывало, что от удара слетал контейнер и падал если не на идущую сзади машину, то прямо перед ней. Кроме того, поскольку проезжая часть лежит довольно низко, ее постоянно затапливает - то дождем, то тающим снегом. Лужа может оказаться такой глубины, что легковые машины глохнут.
Прыжки через мосты
Возможно ли положить этому конец? Увы, поднять мосты нельзя. Вернее, можно, но это будет стоить таких денег, что дешевле на их месте соорудить новые. Ведь подъем моста означает переделку всего пути на нескольких ближайших километрах. Железнодорожники неоднократно предлагали городу вступить в долю при реконструкции американских мостов, но у города всегда были другие планы. Понизить уровень проезжей части, как предлагают многие, тоже невозможно - под дорогой проложено множество коммуникаций. В свое время его понизили на 20 сантиметров, но каждое последующее асфальтирование добавляет несколько лишних сантиметров.
Как нам рассказали в научно-исследовательском и проектном институте территориального развития и транспортной инфраструктуры, существует проект эстакады над всеми тремя американскими мостами. Генплан развития Петербурга предусматривает реконструкцию обеих набережных Обводного на всем протяжении, после чего они станут скоростными городскими магистралями. Поскольку рядом нет жилых кварталов, обитатели которых могли бы начать протестовать против ухудшения их среды обитания, теоретически проблема решаема. Насколько близка к реальному решению - это вопрос уже не к проектировщикам. Правда, проектировщики подозревают, что будет против МЧС - уж больно опасно получается: вода, железная дорога, третий уровень...