Реабилитационный центр "Новая жизнь" для наркозависимых существует уже восемь лет. За это время полный курс реабилитации прошло около 800 человек. По словам руководителя центра Сергея Матевосяна, половина из них навсегда рассталась с наркотой. Результат, которому могут позавидовать многие реабилитационные программы. Однако до сих пор вокруг центра не утихают споры, переходящие в локальные боевые действия: от поножовщины до судов и битвы на идеологическом фронте. Одни называют их сектой, другие благодарят за спасенные жизни.
Война
Центр поддерживает местная администрация, предоставившая землю в поселке Преображенка под Усть-Лугой и бывшую военную базу в Котлах. Им оказывают помощь различные христианские организации. Есть спонсоры среди предпринимателей. С другой стороны, к "Новой жизни" настороженно относятся в других реабилитационных центрах, часть православных священников обвиняют их в сектантстве, родители наркозависимых, оставшихся после реабилитации работать в центре, подают на него в суд. Суды центр выигрывает. Многочисленные комиссии, проверяющие его деятельность, дают в целом положительные отзывы.
Местное население тоже относится к центру по-разному. В Котлах - спокойно, в Преображенке - агрессивно. То сено, собранное на корм скотине, подожгут, то инструмент сопрут. Этим летом группа подвыпивших селян под лозунгом "А ну-ка разберемся с наркоманами" совершила вооруженный набег. Со стрельбой из охотничьих ружей и поножовщиной. К счастью, обошлось без жертв, хотя один из сотрудников центра получил серьезные ножевые ранения. Теперь инициаторы драки в бегах, всем им светит тюремное заключение.
Ко всей этой шумихе Сергей Матевосян относится равнодушно. По принципу "собака лает, караван идет". Он признает только одну войну, войну за жизнь каждого человека, попавшего на реабилитацию в центр. Реабилитация бесплатная и добровольная. "У нас только человек десять прошли полный курс с первого раза, - говорит Матевосян. - Это же наркоманы, разрушенные личности. Они долгие годы живут в наркотической грязи, предательстве, постоянном криминале. И вдруг такой человек приезжает в общество людей, которые живут трезвой жизнью. Здесь ему надо принимать решения, брать на себя ответственность. Для него это шок. И большинство уезжает из центра недели через две. Потом вспоминают пребывание здесь как глоток чистого воздуха. Возвращаются. Второй раз уезжают месяца через два-три. Думают, что все в порядке, дальнейшая реабилитация не требуется. Но, как правило, срыв неизбежен. Снова возвращаются, и все приходится проходить заново".
Труд
Сегодня в центре более 200 реабилитируемых и почти 100 сотрудников. Большинство сотрудников - в прошлом бывшие наркоманы с многолетним стажем и проходили здесь реабилитацию. Работают в центре бесплатно. Живут здесь же. Многие обзавелись семьями. Растят детей. Возвращаться в город не хотят. Спрашивают: "А зачем? Мы выбрались из наркотического ада сами, теперь хотим помочь это сделать другим".
Работать в "Новой жизни" надо много. Иногда по 10-12 часов в день. Главный принцип - у реабилитируемого не должно быть свободного времени. Впрочем, работы хватает. Столярные и швейные мастерские, хлебопекарня, поля с картошкой и овощами, животноводческая и птицеферма, рыболовецкая артель на берегу залива, сезонный сбор лесных ягод: Список не полон. По сути, всем необходимым и сотрудники центра, и реабилитанты обеспечивают себя самостоятельно. Такой своеобразный кибуц. Часть продуктов направляется в детский приют в Петербурге. Излишки продаются, а вырученные средства идут на развитие центра. Надо платить за электричество, восстанавливать разрушенные здания военной базы в Котлах, благоустраивать дома в Преображенке, расширять подсобное хозяйство, строить баню, спортзал:
Вера
Труд и вера - два главных лекарства от наркомании. Здесь не проходят богослужения в привычном понимании этого слова, в центре нет церкви, нет икон. Но утром и вечером проводятся общие собрания, на которых идет разговор о Боге. "У ребят должна быть духовная пища, - говорит Сергей Матевосян. - Наша задача - вырвать их из наркотического мира, дать им увидеть другие ценности, а потом они сами сориентируются в них. Поэтому к нам часто приезжают проповедники из самых разных церквей. Мы открыты для всех христианских конфессий и ни одной из них не отдаем предпочтения. Я не богослов и не хочу вникать в тонкости, но знаю, что различие между христианскими религиями минимально. И то, что мы ребятам говорим, это фундаментальные истины. Мы учим их жить по Божьим заповедям, и я не понимаю, почему это называют сектантством".
Однако о своих религиозных воззрениях Сергей говорит не-охотно. Так же, как и сотрудники, и проходящие в центре реабилитацию наркозависимые. Они просто верят в Бога.
В "Новой жизни" запрещено курить, употреблять алкоголь и наркотики, вступать в интимные отношения, материться, лгать, запрещено любое насилие моральное или физическое, запрещены выход за территорию и неподчинение распорядку дня. За нарушение любого из правил - исключение из центра. Провинившегося отправляют в город подумать, действительно ли он хочет изменить свою жизнь. Если да, он может вернуться и начать все сначала. Родителям и родственникам разрешается навестить ребят только дважды - через три и шесть месяцев пребывания в центре. Полный курс реабилитации - один год. Те, кто выдерживает, как правило, так или иначе связывают свою дальнейшую жизнь с центром.
Возможно, поэтому их и обвиняют в сектантстве. Но для тех, кто избежал смерти от наркотиков, это не имеет значения.
Мнения
Священник Максим Плетнев, сотрудник епархиального отдела по противодействию наркомании:
"Есть такое понятие - "духовное здоровье". Не душевное, связанное с психическим нездоровьем, а именно духовное. По моему мнению, люди, работающие в центре "Новая жизнь", духовным здоровьем не обладают. Мало того, они уродливо формируют сознание попадающих к ним на реабилитацию людей, дают заряд антицерковности, который потом трудно преодолеть. Их вероисповедание основано на ложной экзальтации, "говорении на языках" и других магических обрядах, открывающих двери в бесовской мир. Примечательно, что они тщательно скрывают свою конфессиональую принадлежность, что является одним из характерных признаков секты тоталитарного толка. Однако, судя по их высказываниям и практике богослужения, их можно отнести к так называемым неохаризматикам. В последнее время секты неохаризматического толка получили в нашей стране широкое распространение и по численности последователей сравнились с иеговистами. К сожалению, только попадая в центр, многие наконец осознают, с чем они столкнулись".
Игумен Евмений, настоятель Макариев-Решемского мужского монастыря:
Я побывал у них и искренне восхищен самоотверженной работой сотрудников центра. Заставить наркомана трудиться - вот уж воистину чудо! Они вытаскивают молодежь из наркотического ада, помогают избавиться от зависимости, обрести трудовые навыки, вернуться к нормальной жизни. По просьбе сотрудников центра, вечером я проповедовал ребятам, рассказывал о Христе, а также том, как построена эта работа у нас. Что касается обвинений в сектантстве... Секта - в религиозном отношении замкнутая организация, но мне известно, что для нравственного назидания и окормления в "Новую жизнь" приезжал не только я, но и другие православные и католические священнослужители, которых просили выступить для назидания перед реабилитантами. Сектанты же, напротив, бережно охраняют своих адептов от "постороннего влияния".
Задача центра - помочь выйти из наркотической зависимости, что, безусловно, без Бога невозможно. В центре не обсуждаются вопросы деноминационных различий - это проблема для богословских умов, а не для "плывущего" мышления наркоманов. У реабилитантов нет никакой религиозной литературы, кроме Священного Писания. Не могу понять: неужели доброе дело можно "забраковать" только потому, что его сделал человек другой конфессии?"
Смотрите также:
- Лама Оле Нидал: Во время кризиса надо думать о том, что ты можешь сделать для других →
- Николай Буров: ремонт Исаакия продлится 12 лет →
- От наркотиков к беснованию →