Пока государственные чиновники рассуждают об эпидемии наркомании и средствах борьбы с этим социальным злом, на данной теме спекулируют и делают себе имя различные псевдорелигиозные культы. Сегодня в Санкт-Петербурге и области действует несколько реабилитационных центров для наркозависимых, идеологию которых специалисты определяют как деструктивный культ. О том, как выглядит "лечение" в этих центрах, нам рассказал их бывший пациент. По понятным причинам, свое имя он просил не называть.
"В центр реабилитации для наркозависимых "Бетель" недалеко от Выборга я попал этой осенью. Пил сильно. А им без разницы, кого реабилитировать: наркоман, алкоголик или просто бомж. Денег за лечение не берут, но мозги промывают по полной программе. Руководят центром испанцы. Помогают им те, кому голову уже прочистили и они остались здесь работать.
Пребывание в центре началось с того, что перетрясли все мои вещи: мало ли, наркотики привез с собой. Отобрали книжку. Мол, светская литература - грех. Ну ладно, у меня Маринина была, так не жалко, а у парня, что приехал со мной вместе, - "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха. Так ее немедленно: сожгли в печке! Нормально? Центр расположен на территории бывшего пионерлагеря, и там сохранилась библиотека. Так нам вечером на каждую комнату выдавали по стопке книг на растопку буржуек!
Сама реабилитация заключалась в непрерывном труде на благо общины (заготовка дров, ремонт помещений, строительство теплиц) и в постоянных проповедях. Проповедовали и сами испанцы, и заезжие миссионеры из Финляндии. Проповеди я перестал слушать на третий день. Они несли всякую чушь про "просветление", "нисхождение духа" и что-то еще, рассчитанное на полных кретинов. А у меня все-таки полтора высших образования, кроме того - крещеный. Попытался им вопросы задавать, ответ один - "снизойдет на тебя откровение, все поймешь". При этом, что у них за религия, непонятно. Ни икон, ни литературы религиозной. Только Библия, которую они комментируют, как им удобно. Спрашиваю, вы кто - католики, баптисты? Мы, говорят, христиане.
Доходило до абсурда. Работа с утра до вечера на улице. Холодно. Один парнишка простудился. Кашлять начал. А у них ни врача, ни лекарств. Так они две недели занимались тем, что на проповедях "возлагали на него руки". Мол, Христос поможет и вылечит. "Залечили" парня до воспаления легких, и только когда совсем он слег, в больницу отправили.
Ну, остальное уже мелочи. Например, к каждому вновь прибывшему прикрепляют "старшего брата". Того, кто уже продвинулся в постижении Бога. Без него по территории центра ни шагу. Даже в туалет ночью захочешь - надо будить. Кроме того, задача "старшего брата" - постоянно промывать мозги своему подопечному. Ко мне, например, приставили полуграмотного казаха, который по-русски едва разговаривал. Он постоянно нес такую ахинею, что даже не пересказать.
За малейшую провинность - штрафные работы. Приблизился к лицу противоположного пола на расстояние ближе трех метров - штраф. Устал, присел отдохнуть - штраф. Отошел от "старшего брата" - штраф. В итоге рабочий день мог длиться по 12 часов. Кормили при этом отвратительно, и все мы постоянно испытывали чувство голода. А проходишь мимо комнаты испанского руководства - оттуда невыносимый аромат хорошего кофе.
В общем, долго там никто не выдерживает. Только те, кому возвращаться некуда или кто от ментов скрывается. Ну, еще те, на кого "дух снизошел" и крыша окончательно поехала".
Прокомментировать этот рассказ мы попросили священника Максима Плетнева, сотрудника епархиального отдела по борьбе с наркоманией и алкоголизмом.
- Насколько я понимаю, это представители движения "неохаризматиков" или, как их еще называют, "неопятидесятников". У них есть реабилитационные центры под Выборгом, Кингисеппом, в Лисьем Носу.
- Это секта?
- "Неопятидесятники" - один из самых активно развивающихся в России деструктивных культов. Они ведут агрессивную политику по привлечению новых адептов, и по темпам развития уступают только "Свидетелям Иеговы". Им свойственно умалчивать о своей конфессиональной принадлежности. Обычно они просто говорят, что верят в Христа. Иногда называют себя протестантами, хотя это не так. Кроме того, это движение разбито на множество отдельных церквей с разными названиями: "Новая жизнь", "Новое поколение", "Слово жизни", "Живая вера": На самом деле это единое религиозное движение, но христианским его назвать нельзя. Это не только мое мнение. Об этом же говорилось на международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты: угроза XXI века".
- В чем опасность этого культа?
- По мнению психологов и психиатров, работавших с людьми, посещавшими эти церкви, через несколько сеансов богослужений у них появляется близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающая при совместных молитвах. Кроме того, "неопятидесятники" применяют разрушительные для психики человека практики. Например, "говорение на языках". Во время богослужения проповедник возлагает на адепта руки, и тот впадает в транс и начинает бормотать тарабарщину. "Торонтское благословение" - длительный бессмысленный смех, похожий на истерический припадок. "Поверженность в духе" - обморочное состояние. "Молитва мук рождения" - конвульсии. Все эти экстатические состояния для них - свидетельство снизошедшей на человека благодати.
Наркозависимые, которые проходили реабилитацию в подобных центрах, рассказывали мне, что потом эти состояния возникали сами по себе, абсолютно бесконтрольно. С точки зрения православной традиции, это очень напоминает беснование. И это страшно.
- Зачем им наркоманы? Кроме того, многим они все же помогают избавиться от наркотиков:
- Наркозависимые открыты для помощи. Это очень благодатная почва. Кроме того, вместе с ними в деструктивный культ вовлекаются их родственники:
Что касается избавления от наркотиков, то в этом случае одна зависимость подменяется другой. Там нет профессиональных психологов, психотерапевтов, без помощи которых от наркотиков не избавишься. А если это и помогает, то люди становятся зависимыми от религиозных практик "неохаризматиков". Адепты этого культа начинают жить исключительно интересами секты, остаются жить в реабилитационных центрах. Кстати, с наркоманами работают не только "неохаризматики", но и сайентологи.
- А что же Православная церковь?
- У нас действует реабилитационный центр в Саперном, которым руководит протоирей Сергий Бельков, рядом, в Красноармейском, строится еще один. Я окормляю ребят из реабилитационного центра "Мельница". В лавре действует общество "Воскресение", где с наркозависимыми работают психологи и беседуют священники. Этой осенью при епархии создан первый в России отдел по борьбе с наркоманией и алкоголизмом (тел. 274-50-75), и мы будем расширять работу в этом направлении.
Наркомания - это болезнь тела, души и духа. Тело врачует нарколог, душу - психолог, а дух - священнослужитель. Человек, употребляющий наркотики, входит в общение с потусторонним миром. И темные духовные сущности, которые он встречает во время наркотического опьянения, разрушают его дух, приближают к бесовскому миру. Молодой человек в состоянии наркотического опьянения зарубил топором родителей, а потом ввел себе "золотую дозу". Немного не рассчитал и жил еще несколько дней. Звал священника, хотел покаяться. Чем еще можно объяснить его поступок, как не одержимостью бесами?
Не излечив дух, нельзя победить страсть к наркотикам. На их место придет пьянство, блуд, агрессия. Помочь может только вера. Но еще раз хочу подчеркнуть: когда с наркозависимыми работают представители традиционных конфессий, они не пытаются увести их из реального мира. И не насилуют психику.