Театральные антрепризы - дело давно известное. В родном театре артисту всегда мало и работы (такие уж ненасытные!), да и денег. Вот и собираются творческие люди, чтобы сделать свой проект. Среди музыкантов крупнейших симфонических оркестров, которые казалось бы и зарубежными гастролями не обделены, и концертами дома, тоже немало тех, кому хочется выразить себя больше и разнообразнее. Недаром в рамках двух оркестров Филармонии (между прочим, двух нет ни в одной другой филармонии мира) музыканты образовали еще и камерные коллективы, квинтеты, квартеты. Но и этого мало!
Сливки общества
Тоску по творчеству на себе ощутил гобоист Ханяфи Чинакаев, еще когда был солистом Заслуженного оркестра. Он ушел на вольные хлеба и создал "Санкт-Петербург-филармоник-квинтет", а не так давно уже в третий раз провел Международный фестиваль "Камерные оркестры Петербурга", на котором дебютировал совершенно новый "Санкт-Петербургский фестивальный камерный оркестр". Правда, завсегдатаям Филармонии лица музыкантов знакомы, потому что они - из Заслуженного (ЗКР) и Академического (АСО) оркестров.
"Фестивальный" тоже собрал предприимчивый Чинакаев. По его словам, музыканты - "это же ненормальные крезики", которые часто вопрошают: "У вас нет площадки? Хотелось бы сыграть". Готовы и бесплатно. Но эксплуатировать энтузиазм никто не собирается, "Фестивальный" был создан после того, как Чинакаев нашел спонсора. Зарубежного, но работающего в России. Отечественные не рвутся поддерживать классическое искусство.
"Фестивальный" - сливки высшего музыкального общества, его изюминка - редко исполняемые произведения. На своем дебютном фестивале играли "Магнификат" Баха, дирижировал знаменитый Лео Кремер. Ну а концерт, посвященный 200-летию Штрауса-отца, на котором "Фестивальным оркестром" дирижировал Фабио Мастранжело (на фото), сразу же по окончании попросили без всяких изменений "перенести" на июльский фестиваль "Большой вальс в Павловске". Критики отметили "венскую легкость и русскую задушевность", "благородное звучание деревянных духовых", "сочные струнные". Это не удивительно, ведь новичок продолжает традиции родителей - ЗКР и АСО.
"Крезики" не только русские
Появился у дебютанта и главный приглашенный дирижер - итальянец Фабио Мастранжело. Много лет он был главным приглашенным камерного оркестра "Виртуозы Торонто", также собранного из музыкантов лучших оркестров Канады. Подобная практика в мире существует давно, не только русские в творческом смысле "крезики". У Мастранжело уже есть планы зарубежных гастролей "Фестивального", а у художественного руководителя Чинакаева мечта, чтобы оркестр сыграл "опереточную классику, до которой руки не доходят вообще. У ЗКР и АСО в основном репертуаре примерно по 150 произведений, сколько же музыки остается несыгранной!"
Насчет денег... Конечно, дополнительные концерты дают возможность подработать, хотя много денег симфонической музыкой (это не попса) не заработаешь, и не только в России.
Смотрите также:
- Алексей Марков: «Лица, которые всем надоели» →
- Современная музыка и организм Моцарта →
- Музыка, не звучавшая 300 лет →