"Постепенно квадратик телеэкрана превратился в икону, а сериал стал ежедневной молитвой для миллионов. И если книга обращается к каждому в отдельности, то сериал, возникающий из вечера в вечер в заданное время, сильно смахивает на массовую религиозную службу", - считает петербургская сценаристка Ануш Варданян, ведущий автор сценария сериала "Я все решу сама", премьера которого недавно состоялась на канале НТВ.
Профессионал обязан уметь написать обо всем
- Выходит, сериал - мощное идеологическое оружие?
- Конечно, телевизор-то мы смотрим каждый день. И в этом смысле выгодно отличается от других каналов политика канала РТР. В своих сериалах они охватывают все слои общества по профессиональному признаку: врачи, летчицы, спасатели и т. д., и стараются делать это, естественно, с положительным знаком, утверждая базовые человеческие ценности. Именно так и формируется новая идеология. Сейчас по их же заказу мы в соавторстве с Андреем Либенсоном работаем над сценарием о подводниках.
- Недавно же вышла картина Владимира Хотиненко "72 метра" на эту тему.
- Сериал очень сложный для съемок, и зрители его увидят не раньше чем через полтора года, а к тому времени все забудется. И это уже будет совсем другая история.
- Женщина может написать хороший сценарий о подводной лодке? А как же технические подробности?
- У меня имя заканчивается на согласную букву и в русской речи не идентифицируется в каком-то роде. Поэтому, за исключением нескольких десятков моих друзей и знакомых, да миллиона армян, никто и не поймет, что автор - женщина (смеется). А если серьезно, то как профессионал я могу и обязана уметь написать обо всем. Технические детали - это сродни изучению иностранного языка. К тому же я прожила год в подготовке к этой теме. Но в первую очередь мы пишем о людях, а не о заклепках и гидролокационных установках.
Беспроигрышный вариант
- Почему так долго считалось, что нам, зрителям, интересны исключительно сериалы "а-ля менты"?
- Для только формирующегося рынка сериальной продукции детектив - это всегда беспроигрышный жанр, просто снимали то, что можно сразу успешно продать. Но мое субъективное мнение - сериалы "а-ля менты" сыграли в формировании сериального рынка одновременно и позитивную, и чудовищную роль. Да, они первыми заполнили пустоту на наших каналах, первыми стали показывать не американских или латиноамериканских, а русских героев, с близкими нам поведенческими рефлексами, первыми показали раздолбанные милицейские машины и жуткие условия, в которых работают сотрудники милиции. Но с другой стороны, поскольку все это делалось дешево и сердито, в ужасных попыхах, слово "качество" звучало в последнюю очередь. В итоге они и опустили профессиональную планку столь низко.
Сериалы до сих пор снимают очень быстро - это конвейер, где не может быть сбоев. И я убеждена, что если в кино главный человек - режиссер, то в телевизионном фильме - сценарист. В кино можно оживить сценарную схему хитроумным визуальным решением, а в сериале, как правило, на это нет ни времени, ни денег. И в этих условиях сценарий выступает как техническая литература. Литература, помогающая режиссеру и съемочной группе создать хороший фильм. Чем лучше прописан сценарий, характеры героев, обстоятельства, в которые они попадают, тем большая вероятность получить на выходе неплохой результат.
Девочки в большом городе
- После выхода сериала "Я все решу сама" с Ольгой Понизовой в главной роли в прессе стали появляться интервью с прототипом героини, Инной Михедовой, которая говорит, что вдохновила вас на написание этой истории.
- Я искренне восхищаюсь жизненной энергией и предприимчивостью Инны, но история не списана с одной женщины, это сборный образ, и большое спасибо всем этим женщинам, одна из которых, кстати, талантливая актриса Ольга Валеева. Но истинный вдохновитель - продюсер сериала Ада Ставиская. Она поставила интересную сценарную задачу и выступила одним из прообразов, во многом я черпала свое вдохновение в ее человеческом примере и силе духа. Совершенно не будучи феминисткой, считаю, что как личности женщины всегда гораздо ярче, я не знаю, с чем это связано, наверное, с общемировыми энергетическими процессами.
- Скоро на экранах появится очередной серийный продукт "Не ссорьтесь, девочки", снятый по вашему сценарию, он не будет напоминать популярный американский сериал "Секс в большом городе"?
- Идея "Девочек" возникла задолго до выхода американского сериала. Нас было три подружки, каждая жила своей жизнью, и нам показалось, что мы можем рассказать о своем поколении, о нас самих. Целый год мы искали заказчика, но такая история считалась несвоевременной. И если бы не эта задержка, наши "Девочки" появились бы на экране гораздо раньше американских. Конечно, сейчас, уже задним числом, зрители будут и обязаны сравнивать оба фильма. Все технические и изобразительные сравнения окажутся, конечно, не в нашу пользу. Столько денег, сколько тратится на Западе на одну серию, у нас обычно стоит весь сериал. Но мы же делаем сериал не про американок, у наших женщин совсем другие проблемы: как выжить, остаться на плаву, бороться за свою любовь и за этими заботами не потерять человеческий стержень.
Чудо есть
- По заказу одной киностудии вы пишете сценарий, где главные герои - не люди, а сверхъестественные явления.
- Не совсем, речь идет все же о группе людей, которые ради безопасности нашей страны занимаются фиксацией, регистраций и анализом паранормальных явлений. Группа состоит из офицера ФСБ, физика, медика-психолога и барышни-журналистки. Такая разношерстная компания подобрана специально, чтобы показать спектр реакций и возможных объяснений и чтобы больше зрителей могли найти приемлемую для себя точку зрения. Над этой идеей работаю уже шесть лет, собираю материал, срока давности здесь не существует, аномальные и паранормальные явления были всегда. О них ходит столько слухов! Не хочу сказать, что этот сериал - инструкция по безопасности, но кое-что люди должны знать. Например, сведения о полтергейсте есть как у ученых, психологов, так и у парапсихологов. Все сходятся во мнении, что этот субстрат возникает чаще всего из наших собственных негативных или неуправляемых эмоций, нередко такое бывает в домах, где есть ребенок-подросток или где постоянно ругаются люди. И профессионалы, которые приходят на помощь к тем, у кого завелся барабашка, обычно их психотерапируют, учат, как правильно относиться к происходящему.
Но основная идея этого сериала все же в том, чтобы показать чудо многообразия проявлений мира, многообразие нашего отношения к необычному, а чудо ведь есть, иначе не было бы такого слова.
Смотрите также:
- «Каменная башка»: грустная притча с библейскими мотивами →
- Режиссер Игорь Зайцев: как заставить зрителя смеяться? →
- «Тарас Бульба»: Драма казака →