97

«Каменная башка»: грустная притча с библейскими мотивами

Режиссер: Филипп Янковский

Актеры: Николай Валуев, Оксана Фандера, Виталий Кищенко 

Впрочем, шутки в сторону: творческий тандем в составе молодого Янковского и опытнейшего, если не сказать больше, продюсера Сергея Сельянова отмыл с себя позор «Меченосца» и сумел сделать кино в традициях лучших сельяновских работ – «Брат», «Брат 2» и «Сестры».

Дело, конечно, не только в том, что здесь тоже действуют злые бандиты на больших черных машинах. «Каменная башка» - это, прежде всего, сильная история, в которой наивность, внутренняя доброта и детское восприятие жизни сталкиваются с грязью окружающего мира. Боксер Егор Головин в исполнении Валуева – это ведь большой добрый ребенок. Тут можно, конечно, долго ерничать относительно умственного развития героя. Но на самом деле авторы сумели ловко пройти по тонкой грани между карикатурой на типичного боксера, который считает голову лишь емкостью для еды, и мощным трагическим образом.

Головин – жертва обстоятельств. Он попал в аварию, ничего не помнит и теперь живет лишь несколькими простыми желаниями: дождаться возвращения своей невесты Кати (которая, конечно, погибла в автокатастрофе), быть счастливым, стать отцом. Столь же трогательное и простое желание движет и проституткой, которую подсунули Егору под видом Кати: она просто хочет собрать денег на лечение своего маленького сына. Это противоречие между простотой человеческого желания быть счастливым и сложностью его исполнения и составляет основной эмоциональный фон картины.

Противостояние между детской наивностью, чистотой и окружающей грязью показано с юношеским максимализмом: зло здесь концентрированное, добро – трогательное и наивное, а развязка напоминает «избиение младенцев». Кто-то скажет, что авторы бьют ниже пояса. Редкий зритель останется равнодушным, когда ему показывают, как больного боксера забивают палками, а женщина идет на панель из-за маленького сына, лежащего в больнице. Но именно такой подход позволил вывести провинциальную бандитскую историю на уровень какой-то общечеловеческой метафизики с библейским подтекстом. Большую часть времени герои регулярно подставляют щеку, а в итоге Головин ведь тоже приносит себя в жертву, чтобы спасти…

Без адекватной режиссуры и актерской работы все это, конечно, легко могло превратиться в натянутые и банальные «сопли». И никакой Сельянов бы не помог. Но тут «Каменная башка» снова удивляет. Во-первых, выяснилось, что Янковский-младший, оказывается, все-таки талантливый режиссер. Здесь нет ни одного фальшивого ракурса: каждый кадр работает на атмосферу и общее осеннее настроение картины. И при этом все режиссерские решения кажутся единственно возможными в данной ситуации. Все крупные планы Головина, как он ест, как каждое утро открывает пакет молока, как сидит в полупустом автобусе, как улыбается и поднимает вечно устремленные в пол глаза на людей - это, безусловно, высокий уровень режиссуры. А одинокий автобус по колеса в желтых листьях или крупный план окровавленной руки Головина, медленно скользящей по машине, которая увозит от него жизнь, оставляя наедине со смертью – это уже настоящая, 100-процентная магия.

Во-вторых, удивил Николай Валуев. Тут вообще отличный, практически идеальный подбор актеров, но за питерского чемпиона мы особенно рады. Он посрамил скептиков, считавших, что Валуев превратит картину в какую-то пародийную фантасмагорию на тему «красавицы и чудовища». Проще всего было бы сказать, что Николай, по сути, играет сам себя, а потому столь органично смотрится и живет в кадре. Но дело не только в этом: Валуев показал себя именно хорошим актером, который своей «каменной башкой» способен передавать очень хрупкие, глубоко личные эмоции.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах