О "лохотроне", казалось бы, сказано все. Бессчетное количество раз и по телевидению, и в газетах рассказывали об этих жуликах, подробнейшим образом описывали их приемы, говорили о том, что их вот уже долгое время "крышует" милиция. Но собака лает, а караван идет. Идет спокойно и уверенно, не опасаясь наказания. И в центре города, в Апраксином дворе, у универмагов "Гостиный двор" и "ДЛТ", а также в десятках других "точек" доверчивым гражданам все так же всовывают бумажки и "радостно" поздравляют: "Вам повезло, вы выиграли!" И вновь лохи "покупаются"...
Историческое место
Не буду ничего говорить о секретах "лохотронных" бригад и их приемах. Сами "лохотронщики" говорят, что после публикаций, где подробно излагается механизм обмана, лохи валом валят к ним, думают, что теперь все знают, предупреждены и, соответственно, вооружены. Ограничусь лишь одним примером, весьма симптоматичным.
Михаил, человек с высшим экономическим образованием, руководитель отдела известного коммерческого банка, с трудом верит в то, что произошло. С двумя тысячами баксов в кармане банкир отправился покупать жене шубу. Увидев "точку", остановился. По его словам, затем, чтобы объяснить мошенникам, что он прекрасно знает все их приемы, что уж кого-кого, а его им не обдурить. В итоге через пятнадцать минут он выложил "лохотронщикам" все деньги. Пока выяснял отношения с одним из них, другие мгновенно свернулись и растворились в толпе.
- Я никогда в жизни не был в казино, в карты последний раз играл в детстве, лотерейных билетов сроду не покупал, - пытается объяснить мне Михаил. - Я не азартный человек. Меня чисто психологически "сделали". Это магия какая-то...
Угол Невского проспекта и Думской улицы, где "развели" Михаила, - место историческое. Здесь в феврале 2000 года "лохотронщики" "развели" выдающегося российского писателя и драматурга Александра Володина на 54 тысячи рублей. Мудрейший Володин в одном из интервью признался, что тот случай - не первый в его жизни. На вопрос, почему он, с его горьким "лохотронным" опытом, снова ввязался в игру, писатель ответил: надеялся, что в этот раз все будет по-честному. Классика уже нет в живых. Современников здесь по-прежнему "обувают", "делают", "разводят" и "нагревают".
Гидра "лохотрона"
На встречу с начальником 7-го ("мошеннического") отдела угрозыска Сергеем Березиным я отправился с одним-единственным вопросом: "Почему в центре города безнаказанно орудуют "лохотронщики"?" Сразу скажу, что четкого ответа я так и не получил. Тем не менее кое-что стало понятным.
8 декабря прошлого года в Уголовном кодексе изменилось наказание по 2-й части статьи 159 ("Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину"). Раньше максимальный срок наказания составлял семь лет лишения свободы, теперь - пять. Для непосвященных разница небольшая, для оперов - гигантская. Если раньше преступление считалось тяжким, теперь оно перенеслось в разряд средней тяжести (тяжкие - как раз с семи лет). В итоге у оперативников исчезла возможность проводить "некоторые мероприятия" (какие именно, Березин уточнять не стал). Есть, правда, еще третья часть статьи 159: "Мошенничество, совершенное организованной преступной группой либо в особо крупном размере". Это уже "тяжесть", от пяти до десяти, но применить ее в отношении "лохотронщиков" практически невозможно, в судебной практике таких прецедентов еще не было.
Справедливости ради надо сказать, что борьба с жуликами все-таки ведется. По словам Березина, в месяц "вяжут" одну, а то и две бригады. Довольно часто - в Апрашке. Но сажаешь пятерых - на их место приходят десять. А тут еще и новая редакция УК подоспела...
Строго говоря, бороться с "лохотронщиками" прежде всего должны не сотрудники 7-го отдела, а милиция общественной безопасности, конкретнее - патрульно-постовая служба. Почему не борются? Официальные ответы, которые мне довелось услышать: "Некомплект ППС", "Процессуальные сложности", "Мошенников очень трудно взять с поличным", "Их всегда кто-то предупреждает о готовящейся облаве" и так далее.
Не мог в связи с этим не спросить о "крышевании" мошенников милиционерами-"территориалами". Но Березин эту гипотезу категорически отверг (что естественно - как-никак, "честь мундира"): "Это все обывательские разговоры. Посмотрите на бедных оперов из 27-го отдела - на "мерседесах" они не катаются".
Никто не хочет, никто не может
Поразительно: как щепетильна наша милиция в вопросах законности и как избирательна при этом! Если страж порядка узрит на Невском нищего, выпрашивающего подаяние, он обойдется безо всяких "оперативных мероприятий". Если бабушка будет торговать в неположенном месте зеленью, никто не будет снимать ее на видео, проводить контрольную закупку, подсовывать меченые купюры и доказывать факт незаконной торговли. Их просто попросят (кого-то вежливо, кого-то - нет) удалиться. Но зато когда речь идет о "лохотронщиках", милиционеры моментально начинают следовать букве закона, сетуют на несовершенство законодательства и уныло констатируют: как все-таки трудно разобраться с мошенниками!..
Недавно мы рассказывали о другой "головной боли" Невского проспекта - цыганах ("Возвращение будулаев", N 15, 2004 г.) Ситуации с цыганами-воришками и с "лохотронщиками", безусловно, похожи. Прежде всего - полным отсутствием желания у правоохранительных органов что-то делать со всем этим. Хотя наивно было бы полагать, что это желание появится: зачем бороться с теми, кто тебя "подкармливает"?
Поэтому выход в сложившейся ситуации, похоже, только один: самое пристальное внимание к этой проблеме городских властей. Пора поставить все точки над "i": устраивает власть, что мошенники орудуют в центре города на радость горожанам и гостям города, - все будет по-старому. Не устраивает - пусть даст указание милиции, и "лохотронщиков" с главного проспекта города как ветром сдует, будьте уверены. И не понадобятся ни видеосъемка, ни меченые купюры.
Афоризм
Каждый из нас бывает дураком по крайней мере пять минут в день; мудрость заключается в том, чтобы не превысить лимит.
Элберт Хаббард, американский писатель (1859 - 1915)