Дмитрий Месхиев: "Режиссер - не прыгун в высоту"

   
   

Главного приза XXVI Московского международного кинофестиваля -"Золотого Святого Георгия" - удостоен фильм петербуржца Дмитрия Месхиева "Свои". Награду Месхиеву вручил "живой классик" кино Алан Паркер со словами: "Это одна из лучших картин, которые я видел за последнее время. Русские кинематографисты должны гордиться этим человеком". Дмитрий получил приз и как лучший режиссер. Исполнителю одной из главных ролей Богдану Ступке вручили "Серебряного Георгия" за лучшую мужскую роль. Картина также удостоилась наград российской кинокритики и киноклубов страны.

Фильм посвящен Великой Отечественной, события разворачиваются в августе 41-го: из плена бегут трое красноармейцев и оказываются в родной деревне одного из них - Снайпера. Его отец прячет беглецов, да вот только сам он служит немцам старостой. Старосту играет Ступка.

Свои звезды

- Почему я стал снимать о войне? - отвечает Дмитрий на самый распространенный журналистский вопрос. - У меня не было мечты сделать фильм о войне, хотел - о деревне, а тут появился сценарий Валентина Черныха, в котором изображена деревня, да еще во время войны, что вдвойне интересно. Я никогда не снимал стрельбу, экшн, для меня это было совершенно новое, рискованное и очень интересное занятие. В любом случае я - человек, воспитанный на замечательных советских фильмах о Великой Отечественной. Много про войну мне рассказывали родственники, с детства осталось трепетное отношение к тем событиям. Это то, чем наш народ гордится, причем абсолютно оправданно и заслуженно. Так что мой пафос - он нормальный. Ну, и еще совсем недавно не было финансовых возможностей снимать масштабные, дорогие картины, а сейчас наше кино встает на ноги.

- У вас снимались звезды - они обязательны для раскрутки фильма?

- Конечно, звезды необходимы, но это не значит, что нужно снимать только их и больше никого. Тогда и новых звезд не возникнет, а их надо делать. Мне нравится работать с хорошими, умными артистами, а звезда он или это у него первое кино - роли не играет. Вообще же я актеров люблю, к некоторым привыкаю, как к близким людям.

- Почему же на съемочной площадке так материтесь?

- Я матом разговариваю потому, что некоторые вещи объяснить артисту иначе не умею. Мне кажется, что так доходчивее. Есть матерные слова, понятия, которые ничем не заменить. И уж я к этому привык. Да мы всей группой на площадке матом разговариваем. Что же делать, работа у нас тяжелая (смеется).

Питерская школа

- На ваш взгляд, существует ли петербургская школа режиссуры?

- Существует, конечно. Не знаю, школа ли, но есть определенные особенности петербургского кино, отличающиеся от московского, в силу давления города, человеческих отношений. Это не значит, что наше кино лучше, просто оно другое.

- Вы сидите меж двух стульев, вам ведь московская продюсерская компания помогала?

- Снимаю здесь, я штатный режиссер киностудии "Ленфильм". А то, что финансовые потоки частично из Москвы, частично из Петербурга - так сейчас все перемешано и взаимосвязано. У меня и группа была смешанная.

- Вы получили приз за режиссуру, но, насколько я знаю, хотя вы из кинематографической семьи - отец был известным оператором, а мама режиссером, - сами режиссером быть не мечтали.

- Не мечтал, хотя "Ленфильм" действительно знал с детства. После школы родители устроили меня на студию работать, я катал тележку с оператором. Мама хотела, чтобы я стал кинооператором, папа тоже, наверное... А когда я поработал, понял, что хочу быть режиссером. Мой папа дружил с Марленом Хуциевым, и меня взяли во ВГИК. Не то чтобы по блату, но это сыграло роль. Я не скрываю, а что страшного? Почему у нас считалось, что рабочая династия - это хорошо, а кинематографическая - плохо?

Мечта и реальность

- Современный съемочный процесс настолько сложен, что некоторые режиссеры жалуются, мол, на творчество сил не остается.

- Не согласен в корне. Профессия режиссера всегда подразумевала еще и организационные и технические заботы. Для меня профессионал - это человек, который умеет организовать производство, понимает, как добиться результата с помощью технических, в том числе компьютерных средств. А талант - это уже потом.

- В голове у вас одна картина, но ведь когда мечта воплощается в реальность, получается другая?

- Когда я вижу свое готовое кино, мне стыдно, мне не нравится. Абсолютно искренне это говорю. Но, я думаю, так у большинства режиссеров. Даже знаю, что у большинства, потому что ты долго-долго шел к какому-то результату, потом его увидел и подумал - ой, какое г...! А потом привыкаешь, и вроде как ничего (смеется).

Суета

- На вручении приза вы сказали, что потрясены тем, что получаете награду из рук самого Паркера.

- Он режиссер, чьи фильмы, затаив дыхание, я когда-то смотрел. Некоторые - тысячу раз. Знаменитейший мастер, снявший знаменитейшие картины. Конечно, это на меня подействовало, тем более что он такие слова приятные сказал.

- Награда такого уровня усложняет или упрощает жизнь?

- Сейчас усложняет. Надеюсь, что скоро закончится вся эта суета вокруг меня, и тогда заживу по-прежнему.

- Но критики теперь будут к вам особенно пристрастны.

- Мне все равно. Буду работать, как работал, стараться, как старался, а планку себе ставить выше и выше... Я же не спортсмен по прыжкам в высоту, я кинорежиссер, а у любого режиссера могут быть не только удачи.

- Вас, наверняка, бесконечно приглашают на фестивали, тусовки?

- Мне это не очень нравится, честно. Это приятно, но утомительно, у меня нет стремления, чтобы узнавали на улице. Я и сейчас-то даю интервью с небольшим желанием...

- У вас в планах отдых или - новое кино?

- У меня нет отдыха, у меня съемки в августе начинаются. Это будет телевизионный восьмисерийный фильм про любовь и про приключения. Очень лихая история.

- А не мучает совесть, что дети вас не видят?

- Мучает, но я стараюсь видеть их как можно чаще. Вот сейчас мы закончим интервью, я сяду в машину и поеду к ним в деревню. (Что Месхиев и осуществил.)

Смотрите также: